Премия Рунета-2020
Тверь
+5°
Boom metrics
Общество11 марта 2024 15:18

Пост - не диета: Как правильно держать Великий пост, рассказал митрополит Тверской и Кашинский Амвросий

Правящий архиерей Тверской епархии объяснил, в чём суть ограничений Великого поста
В пост важно становиться ближе к церкви и церковным таинствам.

В пост важно становиться ближе к церкви и церковным таинствам.

Фото: Виктория ТУШКОВА

18 марта для всех православных начнётся Великий пост. Продлится он до 4 мая (успейте наесться блинов, пока идёт масленичная неделя). Пост назван Великим не зря: это самый продолжительный и строгий пост православного календаря, установленный в честь многодневного постничества Иисуса Христа в пустыне и готовящий верующих к встрече Пасхи.

Насколько же рьяно нужно поститься в дни Великого поста и в чём необходимо себе отказывать? Об этом рассказал митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. Тему Великого поста затронули на пресс-конференции в честь прибытия в Тверскую область ковчега с частью мощей Николая Чудотворца.

Митрополит Амвросий.

Митрополит Амвросий.

Фото: Виктория ТУШКОВА

АСКЕЗА «ОТКРЫВАЕТ СТАВНИ»

- Великий пост - счастливый и радостный период. Потому что покаянный период не должен ассоциироваться с самопоеданием, с тем, что приносит огорчение и беспросветную вину. Когда мы ходим в тёмной комнате, для того чтобы стало светло, мы открываем шторы и отверзаем ставни. И тогда в комнату приходит свет. Великий пост - это время, когда мы должны, образно говоря, открыть шторы и ставни, чтобы в нашу жизнь пришёл свет. А он приходит благодаря усилиям. Может быть, это не так легко, как открыть шторы. Но эти аскетические усилия нужны каждому из нас, потому что без аскезы христианства просто нет.

При этом митрополит Амвросий отмечает: фанатично «расшибать лоб» не нужно, у каждого мера аскезы своя. А значит, и пост свой – как в плане ограничения в пище, так и в плане ограничений от любых других вещей, делающих нас зависимыми.

- Мы должны получить чувство свободы от того, что делает нас несвободными, - говорит митрополит. - И для этого церковь предлагает разные методы. Пища, наверное, это самое простое. Но если отказ от определённой пищи не сопрягается с молитвой (личной и церковной), с добрыми делами и кропотливой, усердной работой над собой, то это будет просто диета, которая, может быть, принесёт телесную пользу, но не духовную. Пост - это комплекс аскетических устремлений, которые, повторюсь, могут быть у каждого человека разными в зависимости от возраста, состояния, положения. У монашествующих пост должен быть более суровый, потому что они уже пошли этим путём и должны подвизаться. У мирских людей, которые заняты работой, постоянно передвигаются, ухаживают за детьми, пост может быть другого плана. Но самое главное - в пост нужно становиться ближе к церкви и церковным таинствам. Нужно приобретать этот навык, который в течение года потом, к сожалению, как-то затухает.

СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ

В завершение своего рассказа о том, как должно поститься, митрополит Амвросий ещё раз отметил, что пост - это всегда время «доброделания»:

- В древности средства, сэкономленные благодаря аскетической жизни, уделялись церковной общине или людям, нуждающимся в помощи. Каждый день поста должен вмещать в себя какое-то доброе дело. Оно может быть совсем небольшим. Может, просто доброе слово. Или позвонить кому-то, кого-то утешить. Кому-то из магазина продукты принести или уборку сделать. Всё это приносит настоящую радость в нашу жизнь и тот свет, который мы получаем, когда открываем ставни.