Премия Рунета-2020
Тверь
+11°
Boom metrics
Общество26 июля 2013 16:55

Москвич Илья Фарбер о тверской тюрьме: «Меня там пытают каждый день!»

Развязка скандальной истории о взятке, в которой обвиняют интеллигента, близка – «Комсомолка» выслушала его последнее слово в суде и узнала почему он не считает себя коррупционером [фото]
Источник:kp.ru
Илья Фарбер, интеллигент, арестант и вообще - творческая личность

Илья Фарбер, интеллигент, арестант и вообще - творческая личность

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

И вновь продолжается суд

В пятницу, 26 июля, в Осташкове вновь судили московского интеллигента, учителя Илью Фарбера, который вот уже два года как сидит в темнице по обвинению во взятке. Три года назад, приехав в деревеньку Мошенка, умирающую на берегу озера Селигер, он ну никак не мог предположить, что станет изгоем и арестантом.

Строил грандиозные планы, мечтал превратить село в культурный центр. Устроился в школу учителем ИЗО, литературы и истории, лепил с детьми снежные горки…

Влюбился в главу местной администрации Любовь Валееву и был любим в ответ…

А потом, на свою беду, с подачи возлюбленной, стал директором Мошенского клуба и взялся его ремонтировать...

С подрядчиком, Юрием Гороховым, отношения у интеллигента не заладились. Фарбер утверждает, что вынужден был из своего кармана доплачивать рабочим, а когда потребовал с Горохова вернуть «кровные», тот сдал его ФСБ. Горохов говорит, что Фарбер вымогал у него деньги за подписание акта приемки работ.

Мошенка стала "точкой невозврата" для Фарбера

Мошенка стала "точкой невозврата" для Фарбера

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

Как бы там ни было, но, при передаче денег, Фарбера повязали фсбшники. Позже его обвинили во взятке в 432 тысячи рублей. Присяжные сказали – «Виновен!» и судья вынес, мягко говоря, жесткий приговор: восемь лет строгого режима и 3 миллиона 200 тысяч рублей штрафа. Верховный суд отменил приговор и вернул дело на пересмотр. Фарбер, по-прежнему, сидел в СИЗО.

- Имелись огрехи в постановке вопросов перед присяжными, - пояснил «Комсомолке» отмену приговора председатель Тверского областного суда Александр Карташов. - Это не ошибка присяжных, это - процессуальные нарушения.

И вот, в июне, Фарбера вновь начали судить, в Осташкове, в 30 километрах от Мошенки. На этот раз судили без присяжных.

2 часа 35 минут и 40 секунд

Фарбер вошел в суд в наручниках, но одухотворенный, бледный, осунувшийся, но даже сержант-конвоирша смотрела на него влюбленно – женщинам он умеет нравиться. Судьей был мужчина.

Прения сторон должны были пролететь как миг, но затянулись на пять часов. Поначалу зал (в основном родственники и друзья Фарбера) прыскал в ладошку от смеха – в прениях прокурор «зажигал» так, что улыбку и впрямь было трудно сдержать. Он прочел целую лекцию а-ля Википедия о том, что такое взятка и коррупция. Потом решил сразить присутствующих обличительной поговоркой:

- На то и власть, чтобы жить всласть! – это он так о Фарбере, который широко раскрытыми от удивления глазами взирал на гособвинителя.

Дальше – больше. Прокурор вспомнил о том, как со взятками боролись Петр I и перс Дарий I.

- Он учредил специальную службу – «глаза и уши царя», которая боролась со взятками, - просвещал суд обвинитель. Суд слушал, терпел и изредка прыскал в ладошку.

Наконец был озвучен срок, на который прокурор просил посадить Фарбера – 7 лет 6 месяцев в колонии строгого режима, плюс штраф – 3 миллиона 100 тысяч рублей.

На прения как на дуэль

На прения как на дуэль

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

Защита (а у Ильи Фарбера три адвоката) начала выступление так:

- Фарбер человек талантливый, творческий, стремится сделать жизнь людей прекрасней». Затем, как и положено, адвокаты выразили свое негодование процессом, недоверие доказательствам, возмущение действиям Горохова и ФСБ, и. само собой, попросили судью Алексея Лебедева оправдать подзащитного.

И вот оно – последнее слово.

Зал замер, Фарбер в белоснежной рубахе, как дуэлянт, подошел к барьеру, то бишь к решетке… Он говорил долго. Очень долго. Слишком долго. Я засек время – ровно 2 часа 35 минут и 40 секунд. О чем? Этого не описать. Обо всем. О том, как он сам принимал роды своих троих детей, о том, что, когда они были маленькие, не делал им прививок, о том, как он разрисовывал красками остановку в Мошенках, о том, как в Канаде дома украшают корягами, про опалубку, саморезы и дверные ручки, о плохом ремонте в СИЗО и хорошем – в суде. Я не удержался, и стал записывать цитаты из последнего слова интеллигента.

Илья Фарбер

Илья Фарбер

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

- У первоклашек горят глаза, а у 11-классников взгляд потухший;

- Каждый Новый Год мне дарили шампанское и конфеты за то, что я постоянный клиент (о сотовой компании);

- Дети в деревенской школе вместо грибов и картошки едят сосиски с кетчупом;

- Я продолжал строить с детьми горки даже рискуя своей свободой (комментируя слух о том что он - педофил);

- Я сижу в тюрьме уже два года с головорезами и наркоманами. Места лишения свободы это места скопления в большинстве своем психически не здоровых людей. Меня там пытают каждый день… пассивным курением и бесконечными радиопередачами.

Признаюсь, такого терпеливого судьи я еще не видел. Он вежливо смотрел на Фарбера все это время, и лишь два раза попросил: «Ближе к сути обвинения, пожалуйста». Но Фарбер говорил-говорил-говорил… О том, что он просто не может быть взяточником:

- Если я получил деньги, то почему я не уехал отдыхать, а продолжал ремонтировать дом культуры? – вопрошал интеллигент. – Если человек склонен к получению взятки, то зачем он, будучи мультипрофессионалом, уезжает из столицы в глухую деревню? Ведь в городе легче получить взятку…

Затем он замолчал. Я думал – переводит дыхание, чтобы рассказать о том, почему растет трава, в каком году и как прошла Куликовская битва, наконец – почему Сноуден до сих пор не вышел из Шереметьево. Но Илья Исаакович произнес:

- У меня все, ваша честь.

- Объявляю перерыв до 1 августа, - с облегчением завершил затянувшиеся прения судья.

Если честно, то я понимал Фарбера, понимал, почему он так долго говорит ни о чем и обо всем - это был его последний шанс выговориться перед приговором, рассказать, что он за человек, чем думает, чем дышит, на что надеется и о чем жалеет.

Повлияет ли это на судью? Увидим.

А что с Мошенкой?

Что до Мошенки, «точке невозврата» Фарбера, то там все по-прежнему. Так, как было до него. И даже хуже.

Личный враг Фарбера - Елена Фокина

Личный враг Фарбера - Елена Фокина

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

Клубом руководит личный враг Фарбера, местный депутат Елена Фокина, которая на суде была свидетелем обвинения. Они не поняли друг друга сразу, как только столичный интеллигент переехал в глубинку. Фокина считала его чуть ли не извращенцем, который пристает к детям, устраивает им темные комнаты (игра на преодоление страха) и вообще, ведет себя больно уж эксцентрично.

- Он опасный человек, и вообще, - говоря о Фарбере Елена Фокина крутит пальцем у виска, - очень интересный.

- Елена Ивановна, даже если меня освободят, в Мошенку я уже не приеду, - выкрикнул на суде Фарбер Фокиной.

- Ваше право, вы – гражданин Российской Федерации, - тут же ответила Фокина Фарберу…

Зазноба интеллигента, чиновница Любовь Валеева, уже его не ждет.

- Признание в любви еще не значит, что я его буду ждать. У нас сохраняются дружеские отношения.

А в школе, где учительствовал Фарбер, и вовсе все плохо.

- На днях нашу школу закрыли, точнее, реорганизовали, - печалясь поделилась с «Комсомолкой» уже экс-директор школы Галина Павлинова. – У нас ведь всего 20 учеников, вот и посчитали, что лучше им учиться в школе села Святое. Это в 20 километрах от нас. Детей будут возить на автобусе. А как там Илья Исаакович, все еще сидит?

Фарберу грозят годы заточения в колонии строгого режима

Фарберу грозят годы заточения в колонии строгого режима

Фото: Алексей КОСОРУКОВ