Премия Рунета-2020
Тверь
-13°
Boom metrics
Общество10 ноября 2023 14:57

«Жертвой травли может стать кто угодно»: Психолог из Твери рассказала, как распознать, что ребёнок подвергается буллингу

Рассказываем, как распознать жертву школьной травли и что предпринять, чтобы не дошло до беды
Ребёнок может не говорить родителям, что каждый день подвергается травле со стороны сверстников.

Ребёнок может не говорить родителям, что каждый день подвергается травле со стороны сверстников.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Что такое травля в детском коллективе, или буллинг (сейчас больше распространён этот неологизм), знают все. Многие испытали на себе. Как показал опрос, который провела уполномоченный по правам ребёнка в Тверской области Лариса Мосолыгина, более 50% взрослых сталкивались со школьной травлей в прошлом.

Почти 19% опрошенных заявили, что их дети рассказывали о школьном буллинге. Немало. Но, думается, цифра серьёзно занижена. Не все дети рассказывают…

Как распознать, что ребёнок подвергается травле в школе и что делать в этой ситуации? Об этом в эфире тверской студии радио «Комсомольская правда» (99,3 FM) рассказала детский психолог Виктория Чурилова.

Психолог Виктория Чурилова. Фото: Александр КОЛЕСОВ

Психолог Виктория Чурилова. Фото: Александр КОЛЕСОВ

САМ НЕ СКАЖЕТ

Когда ребёнок подвергается травле, он может закрыться от всех. И от родителей тоже.

- Если ребёнок закрывается от родителей и не говорит о своей проблеме, значит, тут есть ещё и проблема в детско-родительских отношениях, - говорит Виктория Чурилова. - Родители - это первые фигуры, к которым ребёнок должен обращаться в любых кризисных ситуациях. Если этого не происходит, встаёт вопрос, почему ребёнок не доверяет родителям.

Над доверием в семье необходимо работать - это отдельная и очень глубокая тема. Но раз уж так произошло, что ваше чадо не рассказывает вам всего, как понять, что в школе с ним происходит беда?

РЕБЁНОК ПОДВЕРГАЕТСЯ БУЛЛИНГУ: ПРИЗНАКИ

- Заметить можно по каким-то косвенным признакам. Как правило, у ребят, подвергающихся травле, нет друзей в классе. Родители должны обращать внимание, включён ли ребёнок в жизнь класса, с кем он взаимодействует, общается. И если выясняется, что ни с кем, то это не очень хороший признак, - продолжает Виктория Чурилова.

Психолог также выделила другие косвенные признаки, по которым можно понять, что в школе ребёнок подвергается травле:

- ребёнок не хочет вставать с утра в школу, не хочет идти в школу;

- у ребёнка апатичное, депрессивное или, наоборот, чрезмерно возбуждённое состояние;

- ребёнок остро реагирует на вопросы, связанные со школой;

- ребёнок не хочет говорить про школу и про то, что в ней происходит, избегает разговоров про одноклассников;

- у ребёнка внезапно упала успеваемость или он начал прогуливать школу.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Если родители заметили, что с ребёнком что-то не то, как помочь ему, что сделать? Обязательные действия следующие.

Первое: разговариваем с ребёнком и признаём, что проблема есть.

- Очень многим родителям страшно представить, что с их ребёнком это происходит, и они начинают уходить в отрицание, стараются абстрагироваться от ситуации. Есть родители, которые советуют ребёнку не обращать внимания. Или, того хуже, говорят: «Ты сам виноват», - вздыхает Виктория Чурилова. - Либо советуют дать сдачи. Что агрессия, что замалчивание проблемы - это неконструктивные способы её решения.

Узнав о проблеме, её нужно принять. И начать действовать.

Узнав о проблеме, её нужно принять. И начать действовать.

Фото: Анастасия ОСИПОВА

Второе: родитель должен донести до ребёнка, что наличие такой проблемы и необходимость помощи - это не стыдно. Ребёнок не станет стукачом и ябедой. Проблемы бывают у всех, и всем, случается, требуется помощь. И это нормально - обратиться за помощью к родителям.

Третье: обязательно нужно обсудить вопрос в школе. С классным руководителем, школьным психологом и родителями участников травли.

- Обсудите с классным руководителем, что он будет в этой ситуации делать, какие мероприятия намерен провести в классе. Обязательно нужно разговаривать с родителями ребят, которые участвуют в этой травле, - советует психолог. - Как правило, это несколько человек. Есть один-два лидера и есть те, кто их поддерживает. С их родителями нужно беседовать: что произошло, что послужило причиной.

Четвёртое: если есть возможность, поговорите с другими учениками.

- В ситуации травли всегда есть третья сторона. Есть жертва, есть агрессоры и есть наблюдатели. Они не защищают жертву, но и не принимают участие в травле. Родителю можно поговорить с такими ребятами о том, что они видят со стороны. Им могут быть видны вещи, которые не видны даже классному руководителю, - отмечает Виктория Чурилова.

ЕСЛИ ПЕДАГОГ НЕ ХОЧЕТ РЕШАТЬ ПОБЛЕМУ

Ситуация травли - патологическая ситуация. И классный руководитель тоже может не желать признавать факт буллинга. Признать собственный недогляд сложнее, чем отрицать буллинг или говорить, что ребёнок виноват сам.

- Но это не так, - уверена Виктория Чурилова. - Ребята, которые занимаются травлей, чаще всего таким образом самоутверждаются. И проблема не в жертве насилия: выбор жертвы зачастую происходит по совершенно случайным критериям. Жертвой травли может стать, в принципе, кто угодно, - уверена Виктория Чурилова.

Если педагог не хочет решать проблему, придётся выходить на администрацию школы. Писать заявление на имя директора о том, что есть сложная ситуация, которую не получается разрешить.

- Случалось, что директор была вообще не в курсе того, что в школе есть факты травли, хотя классный преподаватель уверяла: администрации всё известно, - приводит пример Виктория Чурилова. - Часто эти ситуации замалчиваются. Важно подключать администрацию школы. И если по какой-то причине на уровне школы проблема не решается, родитель имеет полное право обращаться к юристам, писать в прокуратуру, обращаться в суды.

ПЕРЕВОД В ДРУГУЮ ШКОЛУ

- Решить проблему травли в школе будет непросто. Вопрос в том, удастся ли включить ребёнка в прежний классный коллектив. Потребуется психологическая работа с классным руководителем, с ребятами из данного класса. Иногда вариантом решения проблемы будет перевод ребёнка в другой класс или школу. И там тоже должно быть сделано всё, чтобы адаптировать его в коллективе. При этом всегда надо быть на стороне ребёнка. Если ребёнок говорит о том, что у него не хватает внутренних сил выстраивать в прежнем коллективе отношения, лучше его перевести.

Психолог также отмечает, что универсального портрета жертвы травли нет. Но часто таким детям характерны неуверенность в себе, тревожность, низкая самооценка. И с этими качествами должны обязательно работать детские психологи. Если такая работа будет успешной, то ребёнка будет легче включить в жизнь другого коллектива.