Премия Рунета-2020
Тверь
-4°
Boom metrics
Политика31 января 2024 4:33

От Калининской области до Тверской: 30-летию Законодательного Собрания Тверской области посвящается

Цикл публикаций «КП»-Тверь», посвящённый истории тверского парламентаризма
В кулуарах заседания областного Совета народных депутатов. Фото: ЗСТО

В кулуарах заседания областного Совета народных депутатов. Фото: ЗСТО

31 марта 1994 года на первом заседании тверского парламента была принята декларация, провозгласившая: «Законодательное Собрание области осуществляет государственную представительную (законодательную) власть в Тверской области и входит в систему органов государственной власти».

На протяжении всех 30 лет парламент Тверской области вёл активную законотворческую и общественную деятельность, здесь формировались яркие политики, продолжавшие потом работу и на федеральном поле.

Сегодня в стенах Заксобрания работает седьмой созыв. Это 40 депутатов, избранных в сентябре 2021 года. Впереди ещё три года работы, ведь Заксобрание избирается сроком на пять лет.

В нашей рубрике «История тверского парламентаризма» мы говорим не только о вехах тридцатилетней истории Заксобрания. Сегодня наш экскурс - в историю советского периода.

Советский период (1930-1980 гг.)

В январе 1929 года Тверская губерния была разделена на четыре округа. Бежецкий, Тверской и Кимрский округа вошли в Московскую область, Ржевский - в Западную с центром в Смоленске. В 1930 году эти округа были ликвидированы как промежуточное звено между областями и районами. «Центр тяжести» работы местной власти перемещается в низовое звено, районные Советы получают права и обязанности, ранее принадлежавшие округам.

Постановлением ВЦИК в январе 1935 года была образована Калининская область. В июне 1935-го прошёл первый областной съезд Советов.

С принятием в 1936 году на VIII Всесоюзном чрезвычайном съезде Советов новой Конституции СССР Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящихся.

Конституция 1936 года ввела всеобщее избирательное право. Депутаты всех уровней избирались на основе прямых выборов при тайном голосовании. Было проведено чёткое разграничение компетенции Совета и его исполкома, создана единая государственная система власти по всей вертикали. На территории Калининской области она включала в себя сельские, поселковые, городские, районные Советы депутатов трудящихся и Калининский областной совет депутатов трудящихся.

В июне 1941 года в связи с началом Великой Отечественной войны Советы всех уровней активно содействовали проведению мобилизации, перестройке на военный лад работы предприятий и учреждений, сбору тёплых вещей и белья для Красной Армии. Для решения неотложных задач Советы проводили трудовые мобилизации жителей области.

Освобождение от фашистов Калинина, а затем и западных районов области позволило активизировать деятельность Советов по восстановлению разрушенного войной хозяйства. С окончанием войны советские органы власти проделали большую работу по развитию предприятий местной промышленности, улучшению снабжения населения, жилищному строительству.

В 1950-1960 годах сложилась устойчивая структура Советов, при этом усилилось влияние партийных органов на их работу. Советы тесно взаимодействовали с профсоюзными и комсомольскими организациями. Регулярными стали отчёты депутатов перед избирателями. Постоянные комиссии Советов разного уровня получили право участвовать в подготовке планов и бюджетов своих территорий. В частности, к 50-летию Октябрьской революции в соответствии с решением областного Совета была завершена электрификация всех населённых пунктов области.

В октябре 1977 года принята новая Конституция СССР. Взамен Советов депутатов трудящихся стали функционировать Советы народных депутатов. Срок полномочий местных Советов был увеличен до двух с половиной лет, а в тексте Конституции была выделена специальная глава, регламентирующая организацию и деятельность исполнительных комитетов Советов. Налицо был приоритет их исполнительных функций перед представительскими. Депутатский корпус Калининского областного совета все свои двадцать созывов состоял из опытных руководителей предприятий и организаций, передовиков промышленности и сельского хозяйства, авторитетных представителей общественности, способных глубоко понимать социально-экономические проблемы, намечать пути дальнейшего развития своих городов и районов.

Формы деятельности областного Совета были разнообразны: Дни депутатов, работа с наказами избирателей, деятельность постоянных депутатских комиссий и постов на важнейших объектах промышленности и строительства, регулярные отчёты депутатов перед избирателями и т. д.

Вместе с тем нормативно-правовые акты, имеющие статус законов, разрабатывались и принимались только Верховными Советами СССР и союзных республик. Все регионы России жили по единым общегосударственным законам, что и существенно сковывало инициативу на местах, нивелировало особенности регионов страны.

Графика: ЗСТО

Графика: ЗСТО

Переходный период (1985-1994 гг.)

С марта 1985 года в СССР начался отсчёт нового политического курса в развитии страны. Необходимость реформирования системы управления экономикой, институтов народовластия, совершенствования системы органов государственного управления диктовались объективными условиями, в которых находилась страна.

Внесённые в 1988-1990 годах изменения в Конституцию СССР оживили власть Советов. Были приняты законодательные акты о демократизации избирательной системы, ядром которых явилось введение альтернативных выборов народных депутатов.

С отменой 6-й статьи Конституции СССР в марте 1990 года были сделаны первые практические шаги по переходу от однопартийной системы - разрешена деятельность политических и общественных объединений.

В 1990 году произошло радикальное изменение в системе построения органов государственной власти и в Калининской (с июня 1990-го Тверской) области. Были разделены функции Совета народных депутатов и его исполнительного комитета.

Тверской областной совет народных депутатов в новом качестве первого в истории самостоятельного представительного органа возглавил Михаил Шестов.

Деятельность новых органов власти осуществлялась на фоне сложных взаимоотношений центра и регионов, обострившейся так называемой войны законов (СССР и РСФСР), экономического кризиса.

Тверской областной совет народных депутатов и областной исполнительный комитет действовали строго на основе Конституции РСФСР и не допустили создания в регионе хаоса и безвластия. В октябре 1991 года деятельность облисполкома была прекращена. На его основе была создана администрация Тверской области. В рамках областного Совета был образован малый Совет.

Политический кризис сентября-октября 1993 года привёл к ликвидации Советов как представительных органов государственной власти. 12 декабря 1993 года на Всенародном референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации, на основе которой началось формирование кардинально новой российской государственности, в том числе и представительной власти в регионах.

11 марта 1994 года состоялась последняя, XVI сессия областного Совета двадцать первого созыва. Совет сменил новый представительный орган - Законодательное Собрание Тверской области.

Сегодня областной парламент заседает здесь. Фото: ЗСТО

Сегодня областной парламент заседает здесь. Фото: ЗСТО