Премия Рунета-2020
Тверь
+20°
Boom metrics
Общество9 мая 2022 17:55

Река народной памяти: В «Бессмертный полк» в Твери влились тысячи людей с портретами фронтовиков-героев

Корреспондент «КП»-Тверь» узнал подробности о некоторых из тех, кто сражался за Родину [фото][видео]
Бессмертный полк на улице Твери.

Бессмертный полк на улице Твери.

Фото: Александр ЖМУЛИН

Картина прохода «Бессмертного полка» может не взволновать либо очень черствого и циничного, либо очень глупого человека. Перед глазами словно проходят строем те, кто презрев свои страхи, желания, шел на врага, шел на смертный бой за Родину… Сколько жизней советских людей было отдано, чтобы в 1941-1945 годах отстоять Отчизну и победить нацистские полчища… Миллионы и миллионы людей… Когда видишь народную реку «Бессмертного полка», осознаешь это как-то лучше.

9 мая к 15:00 в Твери на площади Пушкина у стелы «Город воинской славы» и дальше по улице Советской начали собираться сотни, тысячи людей с черно-белыми портретами своих родных - фронтовиков Великой Отечественной войны. В Твери после вынужденного (из-за пандемии) перерыва в два года вновь прошло шествие «Бессмертного полка».

Шествие "Бессмертного полка" стартовало от площади Пушкина и пошел по улице Советской

Шествие "Бессмертного полка" стартовало от площади Пушкина и пошел по улице Советской

Фото: Александр ЖМУЛИН

Портреты героев несли люди разных возрастов: были и совсем седые дедушки и старушки, и просто пожилые, средних лет мужчины и женщины, и молодежь. Многие пришли с детьми.

Река народной памяти заполонила улицу Советскую. Люди пронесли портреты своих родных-фронтовиков от стелы через площади Михаила Тверского и Ленина, мимо Горсада до Обелиска Победы. Многие стояли с портретами и вдоль пути «Бессмертного полка». По данным городской администрации, в акции в Твери поучаствовали около 39 тысяч человек.

Корреспонденту «КП»-Тверь удалось пообщаться с некоторыми из участников шествия. Люди рассказывали про своих воевавших с фашистами родных очень охотно.

Светлана Гончарова со взрослой дочкой Дианой несли сразу три портрета.

Светлана Гончарова и ее дочка Диана с портретами своих родственников-фронтовиков.

Светлана Гончарова и ее дочка Диана с портретами своих родственников-фронтовиков.

Фото: Александр ЖМУЛИН

- Это мой дедушка - Михаил Алексеевич Казаков. - указала она на портрет уже зрелого мужчины с медалями и орденами на лацканах пиджака, явно послевоенный.

На нем были написаны и годы жизни Михаила Алексеевича: 1916-2012.

- Он служил рядовым в 39-й гвардейской Борвенковской дважды Краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизии, - продолжила рассказ Светлана Николаевна. - Прошел фронтовой путь от Сталинграда до Берлина. Был снайпером. После Сталинграда освобождал Дебальцево на Донбассе, Одессу… Под Берлином получил осколочное ранение и контузию, немного не дошел до Рейхстага. Был не раз награжден. Несмотря на ранение, прожил 96 лет. Я помню, как он рассказывал про бои… Рассказывал, как на Украине столкнулся с бандеровцами. Как на Донбассе освободили одно селение, где был староста-предатель, который издевался над женой председателя колхоза, привязали ее к хвосту лошади и таскали по всей деревне. Над этим старостой тут же был суд в сарае. И во время суда под обстрелом загорелась крыша сарая, но пока не приговорили этого старосту, никто не вышел. Этого старосту-предателя повесили.

На втором портрете - женщина по имени Клавдия Федоровна Казакова. Как пояснила Светлана Гончарова, это жена Михаила Алексеевича, она умерла в 2016 году:

- Всего на несколько лет пережила мужа. Она сама из Кашина, участвовала в обороне Москвы, рыла окопы под Осташковым. Лужков ей даже юбилейную медаль прислал в свое время.

На третьем портрете - молодой еще мужчина, подпись «Василий Федорович Натрускин, сержант, 1915-1941».

- Это бабушкин брат, - сказала Светлана Гончарова. - Он был призван 24 июня 1941 года из города Кашина. Попал под Ленинград, между Стрельней и Лугой попал вместе с товарищами в окружение, погиб в бою. До войны занимался сапожным делом. У нас до сих пор хранится его сапожный молоточек…

Светлана Николаевна также рассказала, что они с дочкой уже участвовали в шествии «Бессмертного полка» до пандемии.

По дороге дальше мне встретилась женщина с молодым мужчиной - Елена Котикова с сыном Артемом. Они держали два портрета. На одном был изображен уже весьма зрелый мужчина с бородкой. Мое внимание привлекла его необычная фамилия - Жан.

Елена Котикова с сыном Артемом и портретами своих родственников-фронтовиков

Елена Котикова с сыном Артемом и портретами своих родственников-фронтовиков

Фото: Александр ЖМУЛИН

- Это мой дед Степан Гаврилович Жан, по поводу фамилии точно не скажу, думали, что французы в роду были, но родные выяснили, что, вроде бы, это такая русская редкая фамилия. У него было 10 детей. Он родился в 1900 году. Пережил войну, вернулся с фронта в 1943-м с ранением под сердцем, пулю не могли достать. Степан Гаврилович с ней так и прожил до своей смерти в 1953 году. Воевал он рядовым в пехоте, сражался на Украине, насколько я знаю.

Ее взрослый сын Артем держал портрет Лазаря Яковлевича Гринберга.

- Это мой другой прадед. - пояснил он. - Он жил под Киевом. По бабушкиным рассказам, был освобожден от службы во время войны, но пошел на фронт добровольцем, пропал без вести в 1942 году.

Татьяна Кирсанова с взрослым сыном Дмитрием также пришли с двумя портретами.

Татьяна Кирсанова с сыном Дмитрием и портретами своих родственников-фронтовиков.

Татьяна Кирсанова с сыном Дмитрием и портретами своих родственников-фронтовиков.

Фото: Александр ЖМУЛИН

- Это Кирсанов Александр Иванович, мой дед, подполковник, связист, прошел всю войну, - рассказал Дмитрий про мужчину в кителе с орденами на портрете. - Он умер в 1995 году. Начал воевать еще в Монголии на Халкин-Голе с японцами до Великой Отечественной, потом участвовал в Сталинградской битве, освобождал Одессу. У него много наград. Второй - старший сержант Василий Владимирович Митюрев. Это дед моей жены, она должна подойти. Я про него немного знаю. Могу сказать, что он был артиллеристом. Также отважно сражался, был награжден.

Дмитрий с мамой участвует в шествие «Бессмертного полка» с самого начала его проведения - с 2015 года.

А вот для Павла (фамилию скромно называть не стал) с женой Екатериной и маленьким сыном Даниилом - это первое шествие «Бессмертного полка». Они несут сразу три портрета.

Павел с женой Екатериной, сыном Даниилом и портретами своих родственников-фронтовиков.

Павел с женой Екатериной, сыном Даниилом и портретами своих родственников-фронтовиков.

Фото: Александр ЖМУЛИН

- Этой мой дедушка Василий Михайлович Белоусов, он второй муж моей бабушки, - указал Павел на портрет с мужчиной в матроской форме. - Он служил на флоте. Пережил 900 дней в блокаде, защищая Ленинград, заканчивал войну уже артиллеристом. В итоге прожил 92 года. Мой дедушка Николай Никифорович Кузнецов был летчиком, служил в авиаполку, который базировался у нас в Мигалово. Воевал на большом бомбардировщике Б-29. Был командиром экипажа. Между прочим, на параде Победы в 1945-м летел рядом с Василием Сталиным. Бабушка рассказывала.

Екатерина сообщила про третьего мужчину на портрете:

- Это мой дедушка Павел Степанович Нефедьев. Он родился Сумской области на Украине, пошел на фронт добровольцем в 16 лет, притворившись, что ему 18. Воевал в разведроте. Несколько раз был ранен, даже одно время родные думали, что он погиб. Заканчивал войну уже на Дальнем Востоке в сражении против японцев в 1945-м. После войны продолжил службу, в запас ушел в чине подполковника. В его жизни даже был период, когда он служил на Кубе и общался с Фиделем Кастро. Умер Павел Степанович в возрасте 70 лет в 1996 году. Очень интересный человек был…

Сколько же судеб за этими портретами в рядах «Бессмертного полка»… Вечная слава и память советским воинам, сражавшимся с фашизмом.

В Бессмертный полк идут по зову сердца...

В Бессмертный полк идут по зову сердца...

Фото: Алёна АНИСИМОВА