Для интернет-зависимых приготовили отдельный котел Фото: vk.com/Евгений Александров
На окраине деревни Николо-Малица, вблизи Твери, есть старинный монастырь, построенный в византийском стиле. В нем веет историей и духовностью: стены украшают красивейшие фрески, а на службах прихожане могут услышать византийское пение.
Наряду с этим великолепием нашлось в храме место и для современной росписи. На стенах, вместе с известными смертными грехами – пьянством, блудом, чревоугодием и другими, отдельным грехом изобразили интернет-зависимость.
Внимание на необычную фреску обратил прихожанин Евгений Александров.
Фрески о смертных грехах в храме монастыря Фото: vk.com/Евгений Александров
- Отдельный котёл, как говорится, для "интернет зависимых". На росписи изображены демоны с ноутбуком Apple и айфонами, - подписал автор фото свой пост в соцсети.
Фрески выполнены в красно-черном цвете и выглядят устрашающе. Черти держат в руках смартфоны и макбуки. А грешники, закованные в цепи, горят в адовом огне.
- Этим фрескам уже несколько лет. Их писал румынский иконописец Руслан Гебя в то время, когда расписывал весь храм, - рассказала «КП»-Тверь» постоянная прихожанка Елена. Женщина помогает в храме на добровольных началах и застала иконописца за работой.
Расписывать стены мастер начал в 2010 году и старался все изобразить в духе времени, отсюда и фрески с ноутбуками и телефонами.
По словам прихожанки, посетители храма реагируют на современное искусство с воодушевлением.
- Любое зло Господь пытается представить во благо. Возможно, кто-то увидит эти фрески, задумается, и его жизнь изменится, - уверена Елена.
К слову, работники храма интернетом пользуются, но исключительно по работе. У Николаевского Малицкого мужского монастыря даже есть своя страница в соцсети, ведут которую весьма активно. На группу подписаны более 3300 человек.
Мы дозвонились до настоятеля монастыря, игумена Бориса (Тулупова).
- Эта традиция, изображать бесов со смартфонами, из Греции пришла, там, видимо, это ещё раньше началось, чем у нас, - поясняет настоятель, - Надо понимать, что это на западной стене храма, где, обычно, изображается Страшный суд. И там символические изображения грехов за которые грешники страдают. Среди прочего и это. Это не значит, что интернет плох. Плохо, если человек впадает в зависимость. Как писал исповедник: нет вещей плохих по своей природе, есть вещи плохие по своему употреблению.
- А как вы относитесь к такому интересу к храму, может туристы поедут?
- Я не думаю, что прям кому-то интересно. В интернете все увидели и хватит, - говорит настоятель игумен Борис, - Года четыре назад была такая волна, но только поспрашивали и всё закончилось.
Вид на монастырь со стороны северных ворот. Фото: сайт монастыря.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Татьяна РУМЯНЦЕВА, искусствовед:
- Неканонические сюжеты в иконописи не только возможны, они существуют и традиции этой много веков. Можно сказать такие «пасхалки» - это творческое самовыражение иконописца. Дело в том, что в основном сюжете иконы иконописец зажат требованиями канона - выбор цвета, поворот рук, головы святых и пр.
А вот на периферии иконы мог дать свободу творчеству. Очень часто такие неканонический сюжеты появляются в сценах Страшного суда - вот здесь-то позволяли вольничать иконописцы. Босх отдыхает: не только изощренные способы казни грешников в подробностях прорисовывали - жарили в Геенне огненной обидчиков своих, неугодные политические фигуры и прочих персонажей на злобу дня.
Появление интернетзависимых грешников в данной работе - это тоже веяние времени. И каноническую структуру иконы не нарушает, являясь одной из композиций в сцене Страшного суда.