Премия Рунета-2020
Тверь
+10°
Boom metrics
Экономика17 октября 2018 14:20

Когда муниципальный транспорт Твери оказался на краю пропасти, депутаты гордумы решили его спасать

У предприятия кончились деньги на зарплаты
Не останется ли муниципальный транспорт только в музеях?

Не останется ли муниципальный транспорт только в музеях?

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

В минувший понедельник, 15 октября, депутаты Тверской городской Думы собрались, чтобы перекроить городской бюджет и принять новый Устав Твери. Устав после споров и перехода на личности в итоге завернули.

- У депутатов возникло более десятка вопросов к проекту документа, - пояснил председатель Тверской городской Думы Евгений Пичуев. - Вопросы касались главным образом функций тверской администрации. В ближайшее время будет создана рабочая группа по созданию новой редакции Устава. Новый проект будет рассмотрен на комитете по местному самоуправлению и вновь вынесен на голосование. Работать будем очень быстро.

Но это было потом, а вначале говорили про долги наши. Чтобы понимать, сколько не хватает в городской копилке, с финансовой справкой вступила начальник департамента финансов администрации Твери Ольга Слобода.

- Общий объём доходов в 2018 году составляет 9 миллиардов 241 миллион 696 тысяч 500 рублей, - сообщила Слобода. - Расходная часть - 9 миллиардов 498 миллионов 262 тысячи 800 рублей. Дефицит бюджета города Твери составляет 256 миллионов 566 тысяч 300 рублей. На 2019 год прогнозируется дефицит в объёме 186 миллионов 572 тысячи 200 рублей. В 2020 году дефицит составит 196 миллионов 641 тысячу 200 рублей.

Главной причиной переделки бюджета стала необходимость субсидировать муниципальный транспорт. Горожанам ясно, что он оказался на краю пропасти и его надо спасать. Депутаты же начали вникать только сейчас.

Когда-то электротранспорт развивался

Когда-то электротранспорт развивался

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

На выплату заработной платы работникам муниципального унитарного предприятия ПАТП-1 и других нужд предприятия уже сейчас нужно выделить 22,4 миллиона рублей.

Откуда взять деньги? Депутатам сообщили, что по итогам конкурсных процедур удалось сэкономить 8 миллионов 500 тысяч рублей. Кроме того в сфере образования чиновники ухитрились сэкономить бюджетные деньги, обязав учебные учреждения оплачивать вывоз мусора, услуги охраны, аварийные работы и т.д. за счёт получаемых платных услуг. Так удалось сэкономить 4,5 миллиона. Ну а ещё 9,7 миллиона рублей пока не включены в план-график закупок городского бюджета. Говоря проще, чиновники ещё не придумали, куда потратить эти деньги, поэтому их можно использовать более-менее свободно.

Дискуссия началась вокруг субсидирования ПАТП-1. Конечно, все понимали, что это жизненно важная сфера, как отопление или электроснабжение, поэтому деньги выделить всё равно придётся. Но депутаты не упустили случая припомнить почти четверть миллиарда рублей, пущенных в своё время на покупку трамваев «Сити Стар», которые теперь не могут ездить по разбитым путям и больше года простаивают в депо. А на ремонт путей нужно более миллиарда, который вряд ли теперь отыщется. Если бы это сразу продумали, глядишь, и не пришлось бы сейчас закачивать деньги в ПАТП-1. Словом, сплошная неэффективность.

К сожалению, депутаты никак не акцентировали внимание на том, что наш муниципальный перевозчик ещё недавно делал ставку на автобусы. А теперь Артур Сычёв, руководитель ПАТП-1, да к тому же депутат Думы, раз за разом повторяет мантру про выросшие накладные расходы.

- В текущем году из-за роста цен было дополнительно потрачено 32 миллиона на топливо, - пояснил он. - Ещё десять миллионов потребовали мероприятия по транспортной безопасности. Эти траты почти невозможно спрогнозировать, отсюда необходимость субсидирования.

Безопасность - это износ автобусов в прах, что привело в итоге к резкому снижению качества муниципальных перевозок. Точнее, речь идёт уже не о качестве, а о самом существовании перевозчика.

В итоге, поворчав, народные избранники подавляющим большинством одобрили поправки в бюджет. Ну а если что, в конце концов, им не впервой банкротить муниципального перевозчика. Помните? ТТУ, ГЭТ... Ещё немного, и ПАТП-1 встанет в этот ряд.

ЛЫКО В СТРОКУ

Про интерпретацию

Когда статья уже была размещена на сайте и в наших группах в соцсетях (FB VK OK), её прокомментировал начальник ПАТП-1 Артур Сычёв. Вот его комментарий:

- Странная интерпретация... Если автор поднимет записи заседаний Думы при принятии бюджета на этот год, то «вспомнит», что изначально на Думе обсуждалась потребность в субсидировании ПАТП в размерах прошлых лет, но в связи с недостаточностью бюджета решили, заложить для начала 70 млн. и далее, поэтапно рассматривать источники финансирования за счёт экономии средств при реализации других программ бюджета. Так и происходит. В 2016 году выделялось 252 млн, в 2017 справились с 232 млн., в этом году с учетом последнего решения Думы пока выделено 213 млн. при том, что из-за роста цен на топливо и финансирование обязательных мероприятий на обеспечение безопасности расходы от запланированных на этот год выросли примерно на 40 млн. рублей. Далее будем на заседаниях рассматривать дальнейшее выделение субсидий на ноябрь-декабрь этого года.

Можно, конечно, согласиться в странности интерпретации, если бы не позиция депутатов, о чём, собственно и статья. Ведь логика финансирования ПАТП-1 сродни логике жадного Вартана из стиха Сергея Михалкова, где заказчик из одной овечьей шкуры просил скорняка сшить семь шапок. Финансирование пассажирских муниципальных перевозок должно исходить только из логики пассажиропотоков. Сейчас же логика строится на наличии, точнее, отсутствии денег. А это неправильно.

И вообще, странно, что ПАТП - унитарное предприятие, а не бюджетное. Унитарное - значит коммерческое, правда, не наделённое правом собственности на закреплённое за предприятием имущество. Коммерческое - ключевое слово, то есть, предприятие обязано извлекать прибыль из своей деятельности. Вот отсюда и сокращение расходов и, как мы видим, ухудшение качества пассажирских перевозок. Всё ради достижения прибыли! А должно предприятие быть бюджетным, то есть - некоммерческим, не ставящим целью обогатиться за счёт граждан и работников, то есть, нас с вами. ПАТП-1 должно просто возить людей часто, регулярно, аккуратно и быстро.

А сейчас получается странная интерпретация, как в финале того стиха, когда скорняк принёс Вартану семь маленьких шапок:

Что с ними делать мне теперь?

Куда прикажешь деть?

Ведь ни одну из них нельзя

На голову надеть!

- Но ты же сам того хотел!

Сказал в ответ скорняк.

Больших семь шапок из овцы

Не выкроишь никак!

Пассажиры платят исправно, а денег всё равно не хватает

Пассажиры платят исправно, а денег всё равно не хватает

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ