Директор Института регионального развития, член Общественной палаты Твери, лидер движения «Чего хочет Тверь» Павел Парамонов.
Настало время поговорить о выборах. Ведь депутаты городской Думы выборы назначили, избирком уже провёл пресс-конференцию... Пора, в общем. Задавшись вопросом, какой должна быть городская Дума и каким должен быть депутат этой самой Думы, за ответом мы обратились к директору Института регионального развития, члену Общественной палаты Твери, лидеру движения «Чего хочет Тверь» Павлу Парамонову.
- Итак, выборы назначены. На ваш взгляд, Тверская городская Дума в том виде, в каком она функционирует, оправдывает себя? Тот ли это орган, какой нужен горожанам?
- Я думаю, что она себя оправдывает как институт, реально обеспечивающий представительство горожан во властных структурах. Но существует много вопросов как к персональному составу, так и к эффективности работы Тверской городской Думы. Городской парламент - это крайне важно для функционирования города.
- Но многие горожане, судя по их неучастию в выборах, не разделяют вашу точку зрения на важность Думы.
- Если население не до конца понимает, чем занимается городская Дума, в чём её необходимость, это не значит, что она не нужна. И государство делает вещи, необходимые для развития, даже если население не понимает их. Ведь задача государства - прививать те или иные элементы демократического общества, в том числе Тверскую городскую Думу. То, что горожане в количестве 70 процентов не ходят на выборы, говорит о том, что это не проблема городской Думы как института, это проблема людей, которые наполняют функционалом, эффективностью или не эффективностью этот институт. К институту вопросов нет, к составу - да. Слишком много людей, которые отбывают там номер.
- 33 депутата - не очень ли много для Твери?
- Нет. Количественный состав имеет значение, но сейчас это не настолько критично.
- Какой вы видите работу депутата, чем он должен заниматься?
- Если депутат представляет конкретный округ, то он должен защищать интересы живущих там людей. Депутат должен иметь представление о финансовых ресурсах городского бюджета, которые уходят в его округ. Он должен понимать инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций, политику городской и районной администраций по его округу. А именно - что, когда и как планируется там делать, что из себя представляет генплан Твери касаемо его округа, соответствует ли он интересам жителей? У депутата должно быть общее понимание территории, от которой он избран. Имея такое представление, будь я депутатом, выработал бы согласованный с администрациями и другими институтами план развития этого конкретно округа. Депутат должен бороться за бюджет для своего округа.
- А более приземлённые вещи должен делать депутат? Ну, например, перекопана улица в его округе. Должен ли депутат ходить и разбираться с теми организациями, которые всё перекопали?
- Если это не форс-мажор, профессиональный депутат должен предвидеть такую ситуацию. Он должен знать график плановых ремонтов, у депутата должна быть хорошая коммуникация с ресурсоснабжающими организациями, с городской администрацией для получения информации заранее. Ведь депутат имеет возможность доносить до жителей эту информацию и упреждать некое напряжение, которое может возникать у людей.
Если говорить, например, о разрытии, то, без всякого сомнения, депутат должен понимать, почему это произошло, в какие сроки организация, которая этим занимается, планирует решить вопрос, оказывать давление на них, с точки зрения контроля сроков. Депутат должен иметь серьёзную людскую поддержку в округе, чтобы, в случае чего, можно было организовать поток писем или сбор подписей. Он должен заниматься тем, чтобы в его округе формировалось местное сообщество людей, которые понимают, что происходит, взаимодействуют друг с другом, а депутат выступал бы модератором. Это один из элементов.
Есть ещё один очень важный аспект и в нём, мне кажется, сегодня Тверская городская Дума непрофессиональна, возможно, и после 10 сентября она таковой не станет - это бюджетный процесс. Меня он сильно интересует. Первое, что должны сделать депутаты, - не просто моргать глазами и, хлопая в ладоши, принимать всё, что им выложит на стол городская администрация. Бюджет - это огромный талмуд, и кто его читает из депутатов? - я думаю, что единицы, а может быть, вообще никто.
Профессиональный депутат не может быть семи пядей во лбу, у него должна быть команда. Команда не предвыборная, а профессиональная. Юристы, например, которые разбираются в бюджетном праве, юристы, которые занимаются налогами. Ты не можешь требовать чего-то, потому что иногда просто не понимаешь, как устроена бюджетная или налоговая политика в государстве. Если бы я находился на должности в Тверской городской Думе, без всякого сомнения, меня окружали бы эксперты, которым я в буквальном смысле мог поручать рассмотреть то или иное положение бюджета.
Сейчас, когда мы наблюдаем отчёт администрации об исполнении бюджета, что мы там слышим? Перечисление чего-то, каких-то цифирок, обычно они все благостные, с какими-то плюсиками. Послушал - и что дальше? Непонятно, что из этого вытекает. Бюджет должен быть «переведён» на русский язык, на язык обывателя, в определённой его части, всё-таки это специфический документ. Вот эти «переводчики» должны быть в команде у профессионального депутата. Если их нет, то получается отсебятина, что мы зачастую и можем наблюдать на заседаниях Тверской городской Думы.
Понимание логики бюджетного процесса для депутата крайне важно, это основа основ! Все говорят, что Дума хилая, слабая, никакая. И зачастую это правда, именно из-за того, что профессиональный состав городской Думы очень низкий. Депутаты не понимают, из чего состоит бюджет и как на него можно повлиять, а ведь они его принимают!
- На чьи плечи должны лечь расходы по содержанию таких экспертов?
- Найти такие возможности - задача депутата, если он пришёл в Думу. Он должен сам выстроить коммуникации с экспертами. Здесь важен другой важнейший момент. Осталось два месяца до выборов, но я, к сожалению, не слышу, чтобы тот или иной общественный деятель предлагал для города какие-то идеи. Они могут быть ошибочные, неправильные, они могут быть какими угодно, но я их не слышу. Меня это удивляет. Люди идут в Думу, чтобы получить кресло, а после этого, усевшись в кресло, они почему-то думают, что тут-то на них и снизойдёт нечто.
Возникает вопрос: что ты можешь предложить этому городу? У человека должна быть стратегия. К чему город, в течение, как минимум, пяти лет его депутатства должен прийти?! Если человек идёт в Государственную Думу, он должен, как минимум, понимать, как будет развиваться Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ... У него уровень мышления должен быть федеральный. Дорос да него, можешь избираться в Госдуму. Это же касается и Законодательного Собрания Тверской области. Ты должен знать и понимать, что ты можешь сказать Жарковскому, Белому, Лесному, Бологое… Что делать с областью? Как она будет развиваться? Это огромная территория, как Чехия, - целое государство! Я не уверен, что у большинства депутатов Законодательного Собрания есть такое понимание.
Так вот, если говорить о городе - всё то же самое. Помимо своей компетенции у тебя должно быть понимание развития города. Ты должен предлагать идеи развития города не на год, не на два, а на какую-то длительную перспективу. У депутата должно быть своё представление, как этот город должен развиваться. Депутат Тверской городской Думы обязан иметь видение развития города! Пора переходить к профессиональной депутатской деятельности, если мы хотим, чтобы город развивался!
- Очень бы хотелось, чтобы и избиратели это услышали и как-то проанализировали. Ведь нужен не только думающий депутат, но и думающий горожанин. На мой взгляд, стыдно, когда 70 процентов избирателей не ходят на выборы, на которых решается судьба города, в котором живут они, их дети...
- Они так делают свой выбор. Они делают выбор в пользу непрофессиональных депутатов. Правда, потом сидят у себя на кухне и что-то проклинают, ругаются по поводу разрывов труб, маршруток, отсутствия мест в детских садах… Они делают свой выбор осознанно.
- Депутатам выделяются некие суммы, которые они должны тратить на нужды избирателей.
- Миллион рублей.
- Да, миллион рублей. Но ведь, по сути, это лукавство какое-то. Люди думают, что это депутат с щедрого плеча им помогает, а оказывается, просто государство делает то, что должно, только руками депутатов. Что с этим делать?
- Я считаю, что это нормально. Депутат имеет возможность решения точечных, локальных, окружных задач. Он имеет возможность оказывать адресную помощь. Депутат отчитывается за эти деньги, так что я не вижу здесь ничего предосудительного. Я бы даже увеличил сумму. Большинство депутатов, я думаю, тратят эти деньги на какие-то правильные вещи.
- Я смотрю на проект «Чего хочет Тверь» и никак не могу понять, почему депутаты городской Думы не стоят в очередь в центр НКО, чтобы поточнее узнать, какие там нужды в их округе, чем и кому помочь? Как думаете, откуда такое равнодушие?
- Этот вопрос надо задать действующему депутату. Идея проекта «Чего хочет Тверь» напрямую связана с депутатской работой, ведь это некая дорожная карта того, что надо сделать, с обозначением самых острых проблем. Допускаю, что депутаты заглядывают на сайт проекта. Другой вопрос, что у нас нет запросов на авторов идей. Ведь вся идея проекта - не просто указать на болевую точку, но и подключить местное сообщество к совместному решению проблем. Мы авторов не скрываем, да и авторы готовы, так как мы призываем к открытости, но к нам никто из депутатов не обращается. Но проект «Чего хочет Тверь» набирает силу, и пройдёт какое-то небольшое время, и ни депутатам, ни городской администрации невозможно будет игнорировать те предложения и те точки зрения, которые там транслируются.
- Дума сегодняшняя, на ваш взгляд, какие вопросы должна решать в первую очередь, здесь и сейчас, так сказать?
- Сейчас действует психология хромой утки, когда действует уходящая власть. И этот период носит, конечно, немного ослабленный характер. Есть депутаты, которые намерены снова избираться. На мой взгляд, они должны действовать так, как и весь срок, может даже наращивать свою активность. Есть депутаты, мы это видим по результатам праймериз, которые больше не будут депутатами. Они как перед увольнением, сколько сил хватает, должны что-то делать, но, думаю, что ни черта не делают.
Полностью интервью слушайте 7 июля в 18:05 в тверском эфире "Радио Комсомольская правда" (99,3 FM), либо на нашем сайте.