Общество

Реформировать ли общественный транспорт Твери или оставить всё как есть

Об этом состоялся диалог авторитетных экспертов и радиослушателей в тверском эфире радио «Комсомольская правда» (99,3 FM)
Общественный транспорт - важнейшая часть инфраструктуры Твери.

Общественный транспорт - важнейшая часть инфраструктуры Твери.

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

Неоспоримо, что городам без общественного транспорта не прожить. А вот дальше начинаются разногласия: Каким должен быть общественный транспорт? - Частным? Муниципальным? Смешанным, как у нас в Твери? А если смешанным, как заставить частных перевозчиков играть по общим правилам? И надо ли заставлять?

Для обсуждения мы пригласили экспертов:

Инициатора такого диалога, директора Института регионального развития, члена общественной палаты Твери, лидера движения «Чего хочет Тверь» Павла Парамонова;

Директора муниципального предприятия ПАТП-1 Артура Сычёва;

Зам директора ПАТП-1 по эксплуатации Николая Никитина.

- Вопрос, на мой взгляд, ключевой: Должно ли сохранятся соседство частников и муниципального перевозчика?

Павел Парамонов: - То, что мы наблюдаем в мировой практике, говорит о том, что нет противоречий какой перевозчик, частный или муниципальный. Главная задача — передвижение человека комфортно, без пробок, за заданное время из одной точки, в другую. Существуют прецеденты, когда эти требования обеспечивают и частные компании. Муниципальные транспортные системы, конечно, преобладают в мире. Но глобального противоречия нет.

Артур Сычёв: - Я бы хотел отметить, если в городе качественно организовано движение общественного транспорта, то это, как правило, муниципальный транспорт. Это с одной стороны, с другой - в Твери предусмотрено развитие общественного транспорта с сохранением частных перевозчиков. Соседство частных и муниципальных перевозчиков может сохраняться вечно, если приоритет у сторон один — качество и безопасность оказываемых услуг.

Николай Никитин: - По вине частных перевозчиков ДТП совершается больше. А у нас постоянно проводятся инструктажи и качество муниципального транспорта у всех на виду.

П. П: - Мне кажется, что нарушений больше у частников в связи с тем, что их много, в отличие от трамваев, автобусов и троллейбусов. Но очевидно, что работники муниципальных предприятий более дисциплинированны.

Николай, радиослушатель: - Форма оплаты за труд маршрутчиков такая, что они вынуждены гонять. Водитель должен отдать денежки за солярочку, затем, ежедневно, хозяину за аренду машины, и вот то, что останется — его деньги. Пока не будет перестроения, как это сделали с троллейбусами — общий маршрутный план и зарплата, независимая от того, наполнен троллейбус или не наполнен, - порядка не будет.

А. С: - До объединения муниципальных маршрутов в одно предприятие ПАТП-1, троллейбусы «бились» за пассажира с автобусами. Объединение улучшило управляемость и ушла эта непонятная конкуренция, которая сегодня присуща маршруткам.

Владимир, радиослушатель: - Когда вернут в город остановки?! Какой-бы не был транспорт, его надо где-то ждать!

А. С: - Хотя это не в ведомстве ПАТП-1, но мы активно следим за ними. У нас в городе 543 остановки, по каждой из них известны проблемы. Одна остановка, вместе с работами по её благоустройству, стоит не менее 200 000 рублей.

- Способно ли ПАТП-1 самостоятельно перевозить всех горожан?

А. С: - Сегодняшнее ПАТП-1 - нет. Но если говорить, возможно ли одним предприятием обеспечить перевозку всех пассажиров, то при определённой модернизации — кончено, да.

Галина, радиослушатель: - Планируется ли пустить транспорт в микрорайон «Радужный»?

П. П: - Там всё зависит от дороги, которая из года в год переходит в планах бюджета. Насколько я знаю, в этом году планируется участок от Луначарского до 2-ой Красина сделать нормальной дорогой. Ну а уж коль там появится дорога, то первыми туда поедут маршрутчики. Меня сейчас интересует такой вопрос: Как мы намерены двигаться по пути выдавливания из города маршрутчиков старой формации? По большому счёту — понятно, дайте нам 10 миллиардов рублей и всё будет здорово. А как по факту? Есть стратегия того, как мы можем двигаться и понимать, что будет дальше? Сколько будет автобусов, троллейбусов, с трамваями что происходит? То есть, нужна динамика в цифрах.

А. С: - Такой документ есть. В ближайшие три года предусмотрено значительное развитие муниципального транспорта. Возникает вопрос, за чей счёт это сделать. Ну, во-первых, мы развиваем экономику нашего предприятия. Для примера: за последний год мы увеличили пассажиропоток на нашем транспорте на 25%. Во-вторых, есть различные программы. Федеральная программа поддерживает производителя и позволяет снизить стоимость нового транспорта. Есть программа софинансирования областного и городского бюджетов, по которой мы ждём приобретения для нашего парка 40 автобусов большой вместимости на газовом топливе, на метане. Это плюс 50% к существующим автобусам. И мы прорабатываем вопрос о покупке троллейбусов с удлинённым автономным ходом.

- Как заставить маршрутчиков работать по тем же правилам, что и ПАТП-1?

П. П: - Нужны довольно жёсткие, регламентированные контракты, понятные, прозрачные и, если ты нарушаешь контракт, ты его больше не получаешь. Как пример, лондонский общественный транспорт, кроме подземки, он частный. Всё ездит по часам, узаконенные тарифы. Там нет маршруток, там есть цивилизованные автобусы. Без всякого сомнения — это управляемый процесс. В Твери, в свете активного развития ПАТП-1, непонятно, что произойдёт быстрее — мы успеем приструнить тех маршрутчиков, которые не работают по цивилизованным нормам, или ПАТП-1 просто заберёт весь рынок, может даже это будет правильно.

А. С: - Следует напомнить, что только мы сегодня выполняем социальную функцию, только мы обслуживаем ЕСПБ, школьные проездные.

- Должна ли быть «Иволга» единой картой для всего городского транспорта, включая и частников и почему она не рассчитана на льготников?

А. С: - Начну с проекта «Чего хочет Тверь». Там очень много вопросов с просьбой организовать проезд по тому или иному маршруту. Но невозможно организовать движение к каждому дому. У нас в Твери задача, чтобы пассажир не делал более одной пересадки, добираясь до пункта назначения. И вот что нам удалось сделать с помощью карты «Иволга»: за проезд с пересадкой картой вы заплатите как за одну поездку, причём 18 рублей, а не 20, как при оплате наличными. Теперь про ЕСПБ. Администрация города и правительство Тверской области весьма заинтересованы, чтобы система ЕСПБ была интегрирована в автоматизированную систему оплаты проезда. Сейчас мы проводим исследования, которые будут доведены до правительства.

- Реформировать ли общественный транспорт Твери или оставить всё как есть?

П. П: - Плавное реформирование происходит. Очень многое зависит от людей. ПАТП-1 возглавляют профессионалы, которые заинтересованы добиться результата.

А. С: - Конечно реформировать. Если оставить всё, как есть, это вернуться в 90-е годы.

Н. Н: - Рынок пассажирских перевозок должен стать цивилизованным. Конечно, реформировать.

Послушать всю беседу можно в плеере ниже.