Премия Рунета-2020
Тверь
+10°
Boom metrics
Звезды28 ноября 2013 14:07

Владимир Высоцкий предотвратил межнациональную резню в Твери

Вышла новая книга о легендарном исполнителе
В книге впервые публикуются эксклюзивные снимки, сделанные калининскими  фотографами.

В книге впервые публикуются эксклюзивные снимки, сделанные калининскими фотографами.

6 июля 1976 года... На сцену зала Калининского госуниверситета выходит Владимир Высоцкий. Невысокого роста, кряжистый, в светло-коричневой «ковбойской» рубашке и черных джинсах, не задержавшись ни на минуту, он твердой походкой подходит сразу к микрофону на авансцене. Забитый до отказа зал встретил кумира аплодисментами и резким свистом... - Добрый день. Это такое начало у нас получается какое-то нерусское. Потому что в Америке свистят в поддержку. Добрый день... - спокойно реагирует Владимир Семенович и без дальнейших разговоров ударяет по струнам гитары. Звучит песня «Братские могилы». «Это чтобы вы не подумали, что к вам приехал кто-то другой», - уже потом с улыбкой добавит гость. Книг, да что книг, фильмов о Владимире Высоцком создано столько, что, казалось бы, сказано об этом легендарном человеке практически всё. Оказывается, нет.

На днях вышло совершенно уникальное издание «Но мне хочется верить...» (Владимир Высоцкий в Калинине). Автор-составитель, известная в Твери личность, ученый-филолог, поэт Ефим Беренштейн работал над проектом полтора года. Уникальность же ее заключается в том, что в книгу вошли малоизвестные факты творческой биографии Высоцкого, связанные именно с Тверским краем. Впервые публикуются эксклюзивные снимки, сделанные калининскими (тверскими) фотографами. И, что самое интересное, в издание вошла полная и точная расшифровка редчайших, очень труднодоступных записей калининских концертов Владимира Семеновича.

Автор-составитель книги, известная в Твери личность, ученый-филолог, поэт Ефим Беренштейн

Автор-составитель книги, известная в Твери личность, ученый-филолог, поэт Ефим Беренштейн

Фото: Ирина ТАРАСОВА

Официально Высоцкий приезжал в Тверь всего лишь один раз, в июле 1976, когда выступил с 4 концертами (два выступления в политехническом институте, затем в Калининском госуниверситете и, наконец, в академии ПВО).

Все четыре выступления организовало тогда общество «Знание», поэтому концерты Высоцкий шутя, потому как именно так и было прописано в документах, назвал «лекциями».

К слову, билет на концерт барда стоил даже по тем временам смехотворную сумму - 50 копеек. А весь гонорар за 4 выступления составил 160 рублей, которые ему вручили в конверте без всяких росписей в ведомостях. Для сравнения, за неделю выступлений в Нью Йорке он заработал 34 тысячи долларов, колоссальные по тем временам деньги. Музыкант и импресарио Высоцкого Виктор Шульман (который кстати был родом из Калинина) вспоминал, что Никита Высоцкий потом признавался, что «отец был очень доволен творческим успехом гастролей и суммой заработка. Он на эти деньги смог купить «Мерседес». К чему это я? А к тому, что у Высоцкого всегда были свои принципы, своя правда.

Поэтому следующий факт даже не кажется чем-то сверхъестественным. Думаю, практически никто не помнит, что именно в 1976 году в Калинине назрел серьезный конфликт между студентами Калининского государственого университета и существовавшим тогда «автономным» узбекским отделением при филфаке.

Тамара Комиссарова, председатель профкома студентов КГУ в том самом 1976 году, в книге вспоминает:

- Приезд Высоцкого предотвратил возможный кровавый конфликт, поскольку во время «межнациональных» разборок погибла узбекская девушка. Сам факт, что в университет приедет Высоцкий, на удивление, несколько остудил агрессивный пыл «горячих восточных парней», хотя... Справедливости ради скажем, что русские студенты вели себя по-свински. Однако факт его приезда примирил враждующие стороны...

Но и это еще не все. Помимо одного официального приезда были и неофициальные встречи в Калинине, о чем так же рассказано в книге.

- Мало кто знает, что в 1978 году его совершенно неофициально пригласили в Выползово в военный гарнизон. Сославшись на то, что это засекреченная территория, военное руководство концерт в гарнизоне запретило, но это не расстроило Владимира Семеновича. Он согласился на предложение военных и поехал с ними на берег реки Березайка на уху. Однако, признавшись, что не рыбак, да и сидеть с удочкой не умеет, отправился в лес собирать землянику. Пока военные рыбачили и кашеварили, он сидел на полянке и горстями поглощал душистые ягоды. Это ему было больше по душе, - рассказывает Ефим Беренштейн.

Еще один неофициальный приезд Высоцкого в Калинин был много ранее, в 1966 году. Тогда он приехал к Леониду Матвеевичу Аренштейну, начальнику кафедры иностранных языков академии ПВО. Познакомились они на одном из российских югов, и Володя тогда просто приехал к нему в гости. Были посиделки и квартирный концерт, который был записал на магнитофон «Яуза» профессиональным фотографом Александром Бариновым (который, кстати, и предоставил эксклюзивные снимки для книги). - Высоцкий - в вашей книге и Высоцкий - в фильме «Спасибо, что живой». Есть разница?

- Безусловно! Фильм - размалеванная кукла, фальшивка, отвратительная идея. Вялый, расслабленный, вечно на игле Высоцкий, вечно зависимый и курируемый КГБ. В картине либо перевраны, либо просто закрыты существенные факты его жизни. Там фактически отсутствует его жена! Высоцкого, как явления культуры, значимого уже при жизни, сводят к одному маленькому и, несомненно, драматичному эпизоду. Этот фильм не о нем!

- А книга?

- А книга о Высоцком. Об особенностях творчества, разных жанрах в разное время. Книга стремится показать его неоднозначность, личность артиста. Я думаю, это получилось. Владимир Семенович в ней выглядит трехмерно, объемно выпукло и... неокончательно...

Официально Высоцкий приезжал в Тверь всего лишь один раз...

Официально Высоцкий приезжал в Тверь всего лишь один раз...

НА ЗАМЕТКУ Четыре интересных факта о единственном официальном выступлении Высоцкого в Калинине

- В Калинин Высоцкий приехал лишь с гитарой и небольшим чемоданчиком, в котором лежало несколько смен белья. Перед каждым выступлением он переодевался.

- Между концертами Владимир Высоцкий принципиально отказывался от алкоголя.

- В Калинин он приехал на электричке, на электричке же и уехал.

- Был совершенно нетребователен. В перерывах между концертами его кормили обычными бутербродами. От фуршета он отказался.

Однако были и неофициальные встречи, о чем также рассказано в книге

Однако были и неофициальные встречи, о чем также рассказано в книге

ДОСЛОВНО Цитаты из книги О том, что не любит давать свои песни исполнять кому-то другому - Я вам хочу сказать, что не очень люблю, когда мои песни исполняют другие певцы - совсем не от того, что я жадный и вредный. Просто потому, что я с удовольствием отношусь к эстрадным певцам, многих из них я слушаю с удовольствием. Мне кажется, что они не хуже споют, чем я, даже лучше, но - не так. Потому что эстрадная песня очень отличается от авторской песни. Вы знаете, на эстраде отдельно композитор, отдельно автор, отдельно певец, большой оркестр его сопровождает, и, в общем-то, это что-то такое солидное, но немножко неподвижное. А авторская песня […] Я пишу одновременно текст и одновременно музыку - никогда отдельно. Почти все это получается единым, таким единым дыханием. Иногда только я не точно устанавливаю мелодию, а ритм устанавливаю, а потом на публике проверяю, и через десять-пятнадцать раз, десять-пятнадцать исполнений у меня уже получается мелодия. Вообще дело это - авторская песня - оно очень живое […] В зависимости от вас (зрителей. - Ред.) могу даже изменить смысл её, спев немного по-другому, придав ей то ироничный оттенок, то печальный. А потом - мои слова: хочу - изменю, хочу - переделаю, что хочу, то и делаю - моё же ведь, верно? Вот. И поэтому мне кажется, что это дело очень живое. И поэтому я свои песни стараюсь не давать. О своих песнях - Вы знаете, я отношусь к своим песням довольно серьезно, потому что половину жизни они отбирают. И хотя я снимаюсь в кино и работаю в театре - мы там с десяти до трех репетируем, делаем паузу, потом надо идти на спектакль, еще сниматься, записываться на радио и так далее - значит, остаются ночи. А если человек от своего сна отрывает для чего-то время, значит, это дело его интересует. Так что я работаю ночью, пишу я свои вещи почти всегда по ночам. Тогда спокойнее, сосредотачиваться возможно. О зрителе - Почему-то погасили свет в зале, хотя я всегда прошу этого не делать - мне в лица надо смотреть. У меня же нет сзади оркестра, вставных номеров, девочек танцующих... У меня есть только гитара и ваши глаза - и всё. - (Обращается к залу.) Я хотел бы попросить: если кому-то надо выйти, я не прошу, как в школе, поднять руку и спросить: «Можно выйти?» - но хотя бы переждать паузу, когда я песню закончу. А то встал человек с мрачным лицом - я не знаю, что у него случилось, - может, пересидел, неизвестно, взял да и пошел так. Я и не понимаю, в чем дело. - Один из организаторов калининских выступлений А. Гордиенко вспоминает: «Помню, уже опаздывали на следующее выступление в академии ПВО. Я говорю Высоцкому: «Володя, давай заканчивай, нас ведь ждут в академии, там маршалы, генералы...» Он зло посмотрел на меня и сказал: «А чем твои маршалы и генералы лучше студентов? Сказал - буду выступать час тридцать - и всё».

Как Папанов пел песни Высоцкого и голос сорвал (Речь идет о спектакле «Последний парад» Московского театра сатиры) - Плучек... просил, чтоб я написал несколько песен в спектакль «Последний парад» по пьесе Штейна. Мы сначала долго думали, как бы сделать так, чтобы они там не звучали как «не пришей кобыле хвост», чтоб они не были там неорганичными вставными номерами, как это у нас вообще принято делать (Смех в зале.) […] Сначала Папанов меня долго эксплуатировал. «Ты, - говорит, - Володя, меня поучи». Я, значит, пришел его учить... Ну и чему я могу его научить? Чему я могу научить Папанова, чтобы сделать песню смешной? По-моему, это глупо даже. Он сам кого хочешь научит. Ну, он посидел, похрипел, голос нарочно сорвал, а потом и говорит: «Нет, я не буду». Тогда я ему сказал: «Вот некоторые вы пойте, как хотите, на ваше усмотрение, а некоторые - давайте сделаем так, чтобы я спел». КСТАТИ Стоило только книге выйти, как она тут же была отмечена наградой

Стоило только книге выйти, как она тут же была отмечена наградой

Стоило только книге выйти, как она тут же была отмечена наградой

Фото: Ирина ТАРАСОВА

26 ноября в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве состоялся День тверской книги. Организатором традиционно выступила Ассоциацией тверских землячеств в Москве, председателем совета которой уже многие годы является наш земляк, поэт Андрей Дементьев.

На Дне тверской книги ежегодно представляются лучшие книги, изданные за последний год, причем разного характера: и краеведческие, и исторические, и библиографические, и художественные.

Тверским участникам вручили более десяти дипломов. Один из них «За вклад в развитие литературных традиций Тверского края и патриотического воспитания граждан» за подписью Андрея Дементьева увез с собой и Ефим Беренштейн.

Но, к сожалению, купить эту книгу нельзя. Это не коммерческое издание. А потому найти её можно лишь в библиотеках Твери и районов области. Тираж издания совсем маленький, 500 экземпляров.

Автор работал над проектом полтора года

Автор работал над проектом полтора года

Фото: Ирина ТАРАСОВА

6 июля 1976 года Владимир Высоцкий дал в Калинине 4 концерта

6 июля 1976 года Владимир Высоцкий дал в Калинине 4 концерта