Премия Рунета-2020
Тверь
+12°
Boom metrics
Общество24 января 2013 14:55

Дети подземелья: 50 человек в Твери уже два месяца пытаются выжить в морозы без света и газа

Люди стали заложниками никчемных споров и равнодушия
В комнатах общежития от 9 до 12 градусов тепла

В комнатах общежития от 9 до 12 градусов тепла

Фото: Ирина ТАРАСОВА

«Было время, когда старый замок служил даровым убежищем всякому беднякубез малейших ограничений. Всё, что не находило себе места в городе, всё это тянулось туда и там, среди развалин, преклоняло свои победные головушки, платя за гостеприимство лишь риском быть погребенными под грудами старого мусора» - писал Короленко в «Детях подземелья».

Стоящее в тупике двухэтажное по адресу улица Коминтерна, 97, корп.1 больше напоминает складское, нежели жилое строение. Замком из повести Короленко его ни при каких условиях назвать нельзя, а вот развалиной в прямом смысле этого слова - самое то.

- Неужели здесь действительно кто-то живет? - задаюсь невольным вопросом.

Но вот, ёжась от холода, в дверях появляется одна из его жительниц.

- Ну, пойдемте, - вздыхает Елена Лебедева и включает маленький фонарик.Распахиваем ржавую дверь подъезда, и в лицо ударяет вязкий запах плесени и затхлости. Осторожно вступаю в погруженный во мрак коридор, и все детские страхи вдруг оживают с неожиданной силой.

- Аккуратно идите. Пол гнилой. В доме 60-х годов постройки подвала нет и никогда не было, все сливы идут прямо под доски, в землю. Летом - 30 см воды обычно под нами стоит. Отсюда и запах, и разрушение. Ремонта здесь со времени постройки не было никогда. А с 19 декабря у нас ко всему прочему отключили газ и свет. Как стали мерзнуть, так все обзавелись по газовому баллону и керосиновой лампе. Так что живем как на вулкане.

Жить в таких условиях невозможно ни детям, ни взрослым

Жить в таких условиях невозможно ни детям, ни взрослым

Фото: Ирина ТАРАСОВА

Подсвечивая фонариком, буквально на ощупь пробираемся к одной из квартир. После темного узкого коридора свет в комнате воспринимается как спасение.

- Не удивляйтесь, дочка темноты боится, так мой муж аккумулятор принес, сделал хоть что-то наподобие освещения. А до этого и вовсе жили, как кроты. Кстати, не раздевайтесь, в комнате всего плюс 9 градусов.

Привыкнув к свету, замечаю на кровати девочку в теплых штанах, махровом халате и шапке.10-летняя Лиза не ходит в школу уже полтора месяца. Постоянные болезни, сейчас вот коклюш. Стоит поправиться, как снова больничный. Врачи говорят, что так и до астмы недалеко.

- Вот так живем, и я больше не могу. У меня уже вплоть до истерики доходит, - вдруг упавшим голосом произносит Елена. – Да и не только я, у всех так. Мы вам сейчас другие квартиры покажем.

Перечислять увиденное можно долго – окна покрыты черной плесенью, провалившиеся доски, зияющие дыры в полу, прикрытые картонными листами…

В душ заходить страшно...

В душ заходить страшно...

Фото: Ирина ТАРАСОВА

- Это еще что. Мы боимся, как бы нас на кухне и в туалете не зашибло. Крыша вся гнилая, верхние этажи даже сейчас заливает, а потом все стекает на нижние. Всё здание в трещинах, потолок обваливается кусками. Некоторые жители и туалет в комнате устроили, и моются как придется, в комнатах, потому что в душ зайти страшно.

Наверху - вода...

Наверху - вода...

Фото: Ирина ТАРАСОВА

Отправляемся по квартирам жильцов. Ситуация почти везде одинаковая. Однако если на втором этаже хоть немного тепло, то на нижних не то что жить, находиться невозможно.

- В 2008 году нам сказали, что здание объявлено нежилым и людям дали 15 дней на переселение. У кого были варианты, те съехали, у кого не было – остались здесь. Нам никто и ничего не объяснял ни тогда, ни сейчас, хотя мы как были, так и остаемся прописанными по этому адресу, - объясняют жильцы здания. - Каждые полтора года на мясокомбинате меняется управляющий, и каждый из них начинает с нашего общежития. Последний 19 декабря нам и отключил свет и газ, и это в самые морозы. На заводе объясняют это тем, что из-за нас у них что-то там перегорает и вырубается автомат. Однако странно он у них перегорает – каждый день точно с 7 утра и до 17 часов.

- Да, среди жителей есть неплательщики, но все остальные платят, - уточныет Елена Лебедева. - Лично я ничего не должна и продолжаю платить за коммунальные услуги в кассу завода. За декабрь за две комнаты у меня вышло 4 тыс. 258 рублей. Согласитесь, сумма немаленькая.

... в туалет тем более...

... в туалет тем более...

Фото: Ирина ТАРАСОВА

- Все не так, как представляют жители, - комментирует юрист тверского мясокомбината Дмитрий Перегуда. - Газ мы им отключили, потому что на предприятии сейчас его просто нет. Мы его использовали исключительно при копчении колбас, но с 19 декабря отказались, слишком дорого. У нас нет газа, соответственно, нет его и в общежитии, ведь оно напрямую как бывший объект завода зависит по газу и свету от нас. Если уже разбираться, то здесь вообще проложен незаконный газопровод. А что касается света, действительно, вырубает пробки из-за перегрузки.

Внизу - ведра..

Внизу - ведра..

Фото: Ирина ТАРАСОВА

Однако когда после разговора с представителями завода я вновь появляюсь в общежитии, свет волшебным образом появился.

- Не иначе вы с ними встречались? – встречают меня уже не одна, а три жительницы злосчастного дома. - У нас прям праздник сегодня, свет дали, мы даже удивились.

Борьба с бывшим работодателем, а многие из проживающих в общежитие отдали мясокомбинату по 10 - 20 лет, продолжается пятый год. Ее итогом стала кипа собранных со всех инстанций бумаг и масса вопросов, на которые до сих пор никто конкретно не ответил - ни завод, ни городские власти: «Кто собственник здания?», «Почему жителей бросили на произвол судьбы?», «Почему их не расселяют?».

Юрист мясокомбината Дмитрий Перегуда - Общежитие тверскому мясокомбинату не принадлежит достаточно давно

Юрист мясокомбината Дмитрий Перегуда - Общежитие тверскому мясокомбинату не принадлежит достаточно давно

Фото: Ирина ТАРАСОВА

- Общежитие тверскому мясокомбинату не принадлежит достаточно давно. Имеется решение суда от 30 сентября 2008 года о том, чтобы признать это общежитие бесхозным и признать за ним право муниципальной собственности, - объясняет позицию завода Дмитрий Перегуда.

- То есть тверской мясокомбинат никаких прав на это общежитие не имеет, однако почему-то имеет обязанности, в первую очередь по поставке коммунальных благ. Коммунальные блага мы поставляем совершенно безвозмездно, однако вернуть стоимость того, что мы уже потратили, сложно.

Долг за коммунальные услуги на сегодня составляет 427 тысяч рублей, и он увеличивается на 30 тыс. ежемесячно. Ни копейки мы на этом не зарабатываем. Однако жители этого общежития считают, что тверской комбинат им что-то должен.К сожалению, от властей никакой помощи и никаких решений мы пока что не видим.

Комментарий чиновника

Заместитель начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики Григорий Авдаляна:

Заместитель начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики Григорий Авдалян

Заместитель начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики Григорий Авдалян

Фото: Ирина ТАРАСОВА

- 24 января по данному вопросу (благодаря вмешательству «Комсомолки»/ - Ред.) состоялось большое совещание, на которое были приглашены представители всех структур (администрации Твери, Московского района, Департамента управления имуществом и земельными ресурсами города, Департамента архитектуры и строительства, Департамента ЖКХ и жилищной политики, правового управления, прокуратуры Московского района).

Сразу скажу, что городу данный объект судебным решением 2008 года навязали.

Причина – на территории муниципального образования не может быть бесхозных объектов. Не положено.

Однако мы понимаем, что люди не должны так жить. Раз здание наше, то первым шагом мы планируем проложить кабель, запитанный от городских сетей, и установить на кухнях общежития электрические плиты.

Отключение света и газа - нарушение налицо. Мы также готовим обращение в прокуратуру Московского района о привлечении ресурсника (не собственника) мясокомбината. Люди платят именно им. Отключение услуг – нарушение Жилищного кодекса.

Следующий шаг – переселение жильцов.Чтобы переселить людей, необходимо признать это здание жилым. Таковы законы. На сегодня это основная наша цель. Администрации Московского района в течение десяти дней поручено провести мониторинг по всем проживающим в общежитии (по данным, здесь проживают от 25 до 40 семей. - Ред.). Для этого будет встреча с жителями и выдвинуто предложение переехать во временный жилой фонд. При согласии никто из них регистрацию по адресу Коминтерна, 97, корп. 1 не потеряет. Далее мы планируем обращаться в суд с иском о переводе нежилого здания в статус жилого.

Как только нам пойдут навстречу, у людей появится возможность получить внеочередное жилье, поскольку очереди в городе очень большие

Сумма за оплату коммунальных услуг немаленькая

Сумма за оплату коммунальных услуг немаленькая

Фото: Ирина ТАРАСОВА

На заметку

К слову, если встанет вопрос, куда переселить людей из развалюхи, в эфире радио «Комсомольская правда» (99,3 FM) 5 ноября 2012 года глава города Александр Корзин на вопрос о жилищном резерве в Твери, в частности, ответил:

- Я могу даже сейчас сказать конкретику. У нас освободилось 300 квартир.