В понедельник, 23 января, Тверской областной суд вновь был оцеплен - вооруженные бойцы спецназа находились как внутри здания, так и по его периметру. В этот день в суде должны были начаться прения сторон по делу о подрыве пассажирского поезда "Невский экспресс".
Поезд, в котором находилось 653 пассажира, потерпел крушение на границе Тверской и Новгородской областей 27 ноября 2009 года - террористы пустили его под откос в 21:36 на перегоне между станциями Лыкошино и Ерзовка.
В результате крушения поезда погибло 28 человек
В результате теракта погибло 28 и было ранено более 130 человек. В августе 2011 года, в Тверском областном суде на скамье подсудимых оказались десять уроженцев Ингушетии - девять братьев Картоевых и Зелимхан Аушев. Прения сторон обвинения и защиты должны были начаться сегодня...
- Мы будем ходатайствовать в суде о том, чтобы на процессе выступил специалист-взрывотехник, он уже прибыл из Москвы, это эксперт высокого класса, - перед заседанием поделился планами с корреспондентом "Комсомолки" адвокат подсудимых Муса Плиев.
- Вы надеетесь на то, что он поставит под сомнение результаты взрывотехнической экспертизы?
- Мы не знаем чего ждать, это независимый эксперт, мы пригласили его чтобы узнать его мнение.
- Результаты взрывотехнической экспертизы уже фигурируют в деле как одно из доказательств?
- Мы не считаем что данные результаты экспертизы являются доказательством в этом деле... Извините, но большего, пока, я вам сказать не могу. Обещаю вам, что чуть позже "Комсомолка" получит более подробную информацию по этому делу.
В суде корреспондент "КП" нашел того самого специалиста-взрывотехника, которого вызвала сторона защиты. Эксперт был краток и сказал лишь, что пока не ознакомился с результатами взрывотехнической экспертизы фигурирующими в деле.
Судебное следствие завершено. Дело за прениями сторон
Фото: Алексей КОСОРУКОВ
Сторона обвинения, которую представляют три тверских прокурора, пока не дает комментариев по ходу процесса.
- Комментарии будут лишь после приговора суда,- объяснили "Комсомолке".
Обвиняемых привезли из СИЗО в районе десяти утра. Под конвоем они, в теплой одежде и папками документов в скованных наручниками руках, вереницей прошли в зал суда.
- Здравствуйте! - громко сказал один из них обращаясь к стоящим в стороне судьям, журналистам, девушке-переводчику и адвокатам.
Единственный, кто ему ответил, это адвокат, который, в приветствии, воздел руки и сказал:
- Ассалам алейкум!
Подсудимые, которые в начале процесса, в августе 2011 года, смеялись и кричали, в середине процесса - осенью 2011 года, были понуры и взывали к Аллаху, в январе 2012 года вновь были в бодром расположении духа, улыбались окружающим и дерзко смотрели в глаза бойцам спецназа службы судебных приставов. Спецназовцы были невозмутимы и спокойно поправляли "Калашниковы" на плечах.
Обвиняемые на суде то смеются...
Фото: Алексей КОСОРУКОВ
... то плачут
Фото: Алексей КОСОРУКОВ
После того, как вереницу ингушей завели в зал заседания и усадили на огороженную пуленепробиваемым стеклом скамью подсудимых, двери зала суда закрылись - дело имеет гриф "Секретно" и проходит в закрытом режиме.
Инцидент во время судебных заседаний произошел лишь единожды - одному из обвиняемых, Татархану Картоеву, 12 декабря 2011 года пришлось дважды вызывать "Скорую помощь".
- У моего подзащитного серьезная болезнь, отказывают почки. В суде ему стало плохо, - пояснил Муса Плиев.
- Заявления стороны защиты о том, что суд препятствует лечению обвиняемого, неправда. Суд объективен, врачи сказали, что обвиняемый может участвовать в процессе, - в свою очередь объяснил руководитель пресс-службы Тверского областного суда Дмитрий Романов.
23 января, через несколько часов после начала заседания стало известно, что прения сторон перенесены на другой день.
- Судебное следствие закончено, прения сторон начнутся во вторник, - сообщил "Комсомольской правде" Дмитрий Романов. - Первой в прениях выступит сторона обвинения и потерпевшие, если они прибудут в суд.
Прения сторон - часть судебного разбирательства, которая предваряет его финал - приговор. Во время прений стороны обвинения и защиты подводят свои итоги обстоятельств дела.
Продолжительность прений, по закону, суд ограничивать не может. После того, как стороны произнесут свои речи, они могут выступить еще один раз с репликой. Право последней реплики принадлежит подсудимому или его защитнику.
Находящиеся на скамье подсудимых уроженцы Ингушетии обвиняются в совершении теракта, убийстве, бандитизме, незаконном изготовлении оружия и других преступлениях. 23 января суд продлил их срок содержания под стражей до 1 мая 2012 года.
Организатор теракта, Александр Тихомиров, более известный как Саид Бурятский, был уничтожен спецслужбами 2 марта 2010 года, в ходе боя в селе Экажево республики Ингушетия. Тогда же были задержаны и те, кто сейчас находится на скамье подсудимых.