Премия Рунета-2020
Тверь
+14°
Boom metrics
Происшествия1 декабря 2009 5:35

«Невский экспресс»: как это было

Трагедия в Тверской области глазами очевидцев [фото+видео+фоторобот+обобщения]

Пятничным вечером, 27 ноября, в 21.36 произошло крушение суперскоростного поезда № 166, более известного как «Невский экспресс». Поезд на скорости около 200 километров в час следовал из Москвы в Санкт-Петербург, вез 653 пассажиров. Остановил его взрыв на перегоне между станциями Лыкошино и Ерзовка – это последние железнодорожные станции Тверской области.

ВЗРЫВ

Версия о взрыве появилась одной из первых и до сих пор остается основной.Уже засыпая, житель домика обходчика услышал громкий скрежет.

- Как будто рушится огромная металлическая конструкция. Потом я, видно, уснул, а когда проснулся снова от шума, все вокруг было уже в дыму, - рассказал «КП» Николай Степанов. – Слышал стоны, кто-то даже кричал и звал на помощь.

Первыми на помощь кинулись поездная бригада, непострадавшие пассажиры и работник электроподстанции.

КАК ШЛА ПОМОЩЬ

От Бологого до Лыкошино дорога вполне цивилизованная, хотя и извилистая, неосвещенная, без разметки, но асфальтированная и не слишком разбитая. Колонны из машин МЧС, «Скорой помощи», прессы летели по этой дороге на пределе возможных здесь скоростей – около 100 километров в час. На подъезде к Лыкошино дорога поворачивала под углом 90 градусов. Свет мигалок усложнял видимость, уставшие глаза водителей не смогли вовремя заметить поворот. Машина следственной группы МЧС, первая в колонне, резко тормознула. Наша машина шла в полутора метрах, следом за нами - несколько машин «Скорой помощи». Но стоит отдать должное всем водителям. Они были предельно внимательны и, не снижая скорости, вывернули из непростой ситуации.

От Лыкошино до места крушения еще 6 километров непролазных лесных то ли дорог, то ли партизанских троп. Все легковые автомобили и машины с низкой посадкой останавливали в Лыкошино. Шесть километров бездорожья под силу было преодолеть только стареньким «Газелям». Каждая проезжающая машина делала дорогу еще более непролазной.

СПАСЕНИЕ

Сильнее всего пострадали два последних вагона. Вагон под номером один (нумерация была с хвоста), уже даже не вагон, а груда сплющенного металла, лежал на боку. Повсюду россыпь стекла, выбитые двери купе и тамбуров, подножки... Много разбросанных вещей и бутылок с водой...

Медики сюда добрались одними из первых, часа через полтора - два после взрыва. Первого пострадавшего в ЦРБ Бологого привезли около часа ночи. Но он умер (список опознанных жертв).

- Вот видите, вагон искореженный. Это вагон-ресторан, после крушения он стал сильно дымиться. А под вагоном лежал мужчина. Медики кинулись ему на помощь, - покачивая головой, рассказывает путейский рабочий Илья Алексеев. - Он орал что есть мочи, пытался самостоятельно выбраться из-под махины, но правая нога была зажата. Врачи, видно, решили, что нельзя медлить, и стали готовиться к операции на месте. Обкололи ногу, кто-то влил парню водку или самогон, и ногу стали пилить. Я не выдержал и ушёл.

Молодой человек скончался по пути в больницу.

Большинство пострадавших развезли по больницам Тверской и Новгородской областей. Пассажиров, которые не пострадали или были с легкими ранениями, более 530 человек, отправили в северную столицу на поезде «Сапсан». В 3 часа 10 минут поезд уже прибыл в Санкт-Петербург, где его встречали родственники пассажиров, врачи и психологи.

БЕЗЫМЯННЫЕ ГЕРОИ

Проводнику вагона № 2 жизнью обязаны многие пассажиры его вагона. Уже под утро бологовские медики рассказывали нам, как многие, пересиливая боль и страх, почти в горячечном бреду благодарили бога и проводника за свое спасение.

- Вон тот молодой человек в окружении охраны, - указал нам усталый врач. – Это и есть проводник. Он быстро среагировал на ситуацию и стал вытаскивать пострадавших через окна и люки в днище вагона.

Сам молодой человек разговаривать с прессой наотрез отказывался, лишь повторял:- Я действовал в соответствии с инструкцией.

В общей сложности к месту катастрофы выехало 33 бригады «Скорой помощи» из Тверской области и 10 бригад из Новгородской области. 300 сотрудников правоохранительных органов и 69 спасателей МЧС.

- На работу в эту ночь вышло более 120 медицинских работников больницы, - заметил Владимир Тарасов, главврач Центральной районной больницы Бологого. – Вызывали немногих, люди приходили, услышав о трагедии, сами.

СЛЕДСТВИЕ

Долгое время на месте катастрофы не проводилось никаких работ. Спасатели, пожарные, путейцы провели долгие часы в ожидании, когда следственная группа закончит осмотр территории.

- Данные, собранные следственной группой, позволяют говорить о том, что был произведен подрыв, - прокомментировал в шесть утра 28 ноября президент РЖД Владимир Якунин.

Вдоль железной дороги было выставлено оцепление. Сначала местность исследовали кинологи с собаками, следом к воронке прошла группа следователей в штатском.

- Пока не приедут взрывотехники из Москвы, никто к вагонам не подойдет, - услышали мы разговор людей в погонах.

Специалисты по взрывчатке из ФСБ подъехали лишь в восьмом часу утра, они сняли соскобы с локомотива и вагонов. Только после этого спасатели и путейцы начали расчищать территорию. Был поднят вагон, лежащий на боку. Под ним спасатели обнаружили еще пять тел.

Кстати, оцепление было выставлено не только вокруг места катастрофы, но и вокруг больницы в Бологом, куда привозили раненых. Поначалу не пускали даже родственников. Однако корреспондентам «Комсомолки» удалось пройти в больницу.

Обстановка была напряженная. Бригады «Скорой» подъезжали к приемному покою практически ежесекундно. В первой машине привезли сразу шестерых раненых. В операционной одновременно боролись за жизнь нескольких пострадавших.

- В больницу периодически звонят взволнованные родственники, - рассказала на бегу санитарка. – Очень тяжелые пострадавшие, многие даже не могут вспомнить своих имен.

Уголовное дело возбуждено по статье «терроризм, незаконное хранение взрывчатых веществ».

ОПОЗНАНИЕ

В субботу утром было принято решение доставить тела всех погибших в Тверь. Здесь в морге 4-й городской больницы проходило опознание тел погибших.

Для близких погибших в гостиницах Твери было забронировано около 150 мест. В основном их расселяли в гостинице «Волга», в холле постоянно дежурили психологи и врачи. Но в первую очередь родственники спешили к моргу.

Григорий с двумя товарищами всю ночь мотался по больницам, искал отца и мать: они возвращались из Москвы домой в Питер.

- Мы как узнали, сели на машину и туда поехали. Были на месте крушения. Но туда не пускают, все оцеплено. Мать нашел в одной из больниц в Озерном. Сейчас ее отправили в столицу. У нее какие-то проблемы с дыханием. Папы нет ни среди выживших, ни среди пропавших без вести. И мы приехали сюда, - Григорий держится спокойно.

- Родители ездили в Москву по делам?

- Я понимаю, вы ждете сенсаций, но это была обычная поездка.

В воскресенье, 29 ноября, в 9.30 утра началось опознание. Родственников запускали в морг семьями. Их обязательно сопровождал психолог или медик.

Через минут десять первые из опознавших вышли из дверей морга. Ни стенаний, ни истерик. Большинство сразу же отзванивались по мобильнику, говорили почти все одно и то же: «Опознал. Труп».

Из дверей морга вышел Григорий со стеклянным потерянным взглядом...

- Не до вас сейчас, - отодвинул в сторону корреспондента «КП» один из приехавших с ним друзей.

Процедура опознания закончилась ближе к вечеру.

Вечером тела погибших были отправлены в Москву. Из Петербурга за земляками прилетел специальный самолет.

На данный час опознаны 24 человека. Останки ещё одного человека будут опознавать с помощью генетической эксперизы.

В списках погибших значится и один житель Тверской области. На самом деле 51-летний Виталий Ковалев прописан и работал в Москве, но семья жила в Удомле. На «Невском экспрессе» он ехал в командировку.

- Хоронить его мы будем в Москве, на Хованском кладбище, - поделился с нами последними новостями друг погибшего Михаил Гусев. – Гражданская панихида пройдет в морге Боткинской больницы. Организацию похорон взяло на себя правительство Москвы, они подключили ритуальную контору.

ПРИМЕТЫ ПРЕСТУПНИКОВ

Первый подозреваемый (на фото)

Возраст около 50 - 55 лет, рост 175 см, плотного телосложения, 54 – 56-й размер одежды. Был одет в пиджак серого цвета, светлую рубашку, разноцветный галстук со штрихами в рисунке, на голове парик рыжего цвета. Кожа лица белесая, похож на альбиноса, крупные черты лица, суженные глаза.

Приметы второго

Возраст около 30 - 35 лет, рост около 180 см, спортивного телосложения, темные волосы, стрижка средней длины. Был одет в черный пиджак или куртку, белую рубашку без галстука, ворот рубашки расстегнут.

Все фото, видео, аудиоматериалы, имена погибших и все подробности трагедии здесь.

Читайте и смотрите:

Подрыв «Невского экспресса»: хроника трагедии

Фоторепортаж с места происшествия

Теракт на "Невском экспрессе" [ВИДЕО]