Премия Рунета-2020
Тверь
+2°
Boom metrics

Александр Цыпкин: Ковид - первый и очень пока слабый нам сигнал со стороны планеты

Писатель делится своими впечатлениями от прошедшей недели

- Это Александр Цыпкин и хроники (не поверите) Цыпкина на Радио «Комсомольская правда». Новый проект. Спасибо радиостанции, что пригласили.

Ну что, один день – одна новость, одна оценка этой новости. Конечно, как ты яхту назовешь, туда она и поплывет, с какой новости программа начнется, такой программа и будет. Но по-другому нельзя.

Сегодня у нас 9 ноября. Дзюба… Даже не знаю, как теперь это сказать. С одной стороны, понятно, что все мы можем заявить: мол, ты известный человек, ты должен знать, что делаешь, должен нести ответственность. Но давайте все-таки посмотрим на это как на преступление. У гражданина России, который не нарушил ни один российский закон, и который, по большому счету, никому ничего не должен с точки зрения морали и нравственности, а главное, он не совершил аморальный поступок, у него украли его личные данные, у него украли его собственность. И эти личные данные слили в Сеть. Даже если не украли, все равно слили в Сеть (а это практически одно и то же), это кибертеррористы. Соответственно, цель кибертеррористов всегда - причинить боль человеку, которого он шантажирует или у которого он крадет информацию. Цель заработать, цель – чтобы последовали какие-то действия за этим.

И получается, те, кто сегодня критикует Дзюбу, кто сегодня, если мы посмотрим на какие-то конкретные действия, не вызывает в сборную или лишает капитанской повязки (неважно), эти люди идут на поводу у кибертеррористов, они их поощряют. Потому что какой-нибудь оболтус очередной подумает: о, это работает, так можно, оказывается, вон, все на него ополчились.

Поэтому в данной ситуации единственное правильное решение, как мне кажется, это поддержать Дзюбу, потому что он жертва преступников, а уже потом разбираться со всем тем, чем имеет право заниматься публичный человек дома, чем не имеет права.

Второй аспект. Конечно, частной жизни больше не существует, все умерло. Частной жизни больше нет, ничем ни у кого нет. Не надо думать тем, кто сегодня кричит в интернете, какой негодяй Дзюба, что их это не коснется. Это коснется точно так же. Мы тут с друзьями обсуждали, что в период религиозности, который, по сути, закончился, наверное, в ХХ веке, человек предполагал, что Бог постоянно над ним, что постоянно за ним наблюдает, что постоянно знает, что человек делает. Потом эти 100 лет были относительно счастливые с точки зрения отсутствия какого-либо контроля. Потому что вера ушла, а ничего взамен не пришло, и человек делал все, что хотел (кстати, может быть, с этим и связано, что самые жуткие войны были в этот момент).

А теперь есть интернет, который тоже постоянно за тобой наблюдает и тоже выполняет функцию такого божественного контроля. Ничто не уйдет от записи в твоем телефоне, от записи камер. Я, кстати, думаю, что, может быть, благодаря этому контролю, который, по сути, ограничивает нас, и не произойдет каких-то будущих военных преступлений. Потому что человек поймет, что все будет записано, зафиксировано и потом доступно большому количеству людей.

Не знаю, может быть, я наивный, но, тем не менее, хоть что-то пытаюсь найти в этом положительного. А Дзюбе шлю поддержку. Бедный человек попал вообще на ровном месте. Я хочу, чтобы он быстрее вернулся в нормальное эмоциональное состояние и радовал нас голами. Не судите, да не судимы будете.

10 ноября. Ну, что могу сказать? Сегодня внимание всего мира приковано к американским выборам, их результатам, которые непонятно какие будут еще (хотя уже, скорее всего, понятно). Что меня изумило больше всего? Насколько мы неравнодушное общество. Почитал тут какие-то статьи на эту тему. Чуть ли не более 50 или 60% населения на регулярной основе следит и активно интересуется тем, что происходит в Америке в контексте выборов.

Другая сторона планеты, но нам очень интересно, что же там происходит, мы ругаемся из-за поддержки того или иного кандидата. Когда прошел слух, что вроде Байден выиграл (непонятно, выиграл или нет, но большая вероятность, что так и есть), наша прогрессивная общественность написала, что счастье снизошло на них. Потому что я сталкивался с постами «Как жить, если выиграет Трамп». Когда мне мои американские друзья писали, что, Цыпкин, мы переезжаем к тебе, если выиграет Трамп, я еще как-то понимал. Но то, что наших так сильно может разочаровать победа Байдена, это было для меня новостью. Так и не понял, чем им Трамп жить не дает, эстетически, может быть, как-то, или, когда приезжал сюда, отказал кому-то в любви, не знаю.

Так вот, что могу сказать по этому поводу. Опросил всех интересующихся американскими выборами, задал вопрос: вы вообще в курсе, кто что собирается делать по отношению к России, если выиграет? Нет, никто вообще не интересовался предвыборной платформой ни того, ни другого. То есть это какой-то такой опосредованный интерес, но очень глубокий при этом.

Ну что ж, представил себе, как в штате Кентукки или Теннеси перед голосованием по поправкам в России поругались два американских фермера на тему, обнуляться или не обнуляться, поддерживать или не поддерживать. И ночью (в связи с тем, что у них другое время) следили в онлайн-режиме за результатами нашего голосования. Представить себе реальность такого не смог. Ну, многое говорит о геополитическом положении двух стран.

Что могу сказать без сатиры, без всякой иронии? Я действительно переживаю насчет результатов выборов в Америке, и даже не насчет результатов, а что будет после объявления окончательных результатов (какими бы они ни были), после всех судов. Самая мощная в мире экономика, страна с населением, по-моему, 340 миллионов разделена практически пополам, противостояние очень жесткое. И в этой стране на руках 700 миллионов стволов (то, что я читал, но даже если не 700, а 300, неважно), очень много вооруженных людей. Повторю, разделение страны серьезное, принципиальное. Готовы к выступлениям за отстаивание своих прав.

Любая буча в самой мощной экономике мира неизбежно коснется всего мира, и нас в том числе. Не нужно радоваться проблемам у американцев. Они постепенно придут к нам. То есть, если громят магазины в Америке, рано или поздно по той же причине (но с поправкой на местный колорит) это будет происходить в других странах, и у нас в том числе. Нам всем выгодно, чтобы там было спокойно. По разным причинам.

Так вот, я желаю американцам закончить эти выборы, можно сказать, уважать их демократические институты, при всех ограничениях, которые существуют, при всей специфике, но, тем не менее, да, существуют, они молодцы, активно ходят на выборы. Чтобы это закончилось и новый президент выполнял свои обязательства, задачи, обязанности в соответствии с их Конституцией. Да и, слава богу, будет там спокойствие (чтобы все это приняли, имеется в виду), и нам полегче будет, как и всем странам в мире.

Вот такая сегодня геополитика. Поэтому, кто бы ни победил, лишь бы не было войны. Ну, как всегда.

11 ноября. Посмотрел фильм Алексея Ефимовича Учителя «Цой». Я слышал, что много копий сломано вокруг было, он привлек внимание. Отличное кино. Фильм получился не про Цоя. Фильм получился про человека, смерть и жизнь его близких после этой смерти. И жизнь этого самого человека после его смерти. Кто не знает, сюжет следующий. Разбивается Виктор Цой, и группа близких ему людей везет тело обратно в Петербург (Ленинград тогда). И водителем автобуса с телом является тот же самый водитель, в результате столкновения с автобусом которого и погиб музыкант.

Имена изменены. Насколько я понимаю, фактически таких разговоров, таких бесед не происходило между реальными персонажами. И это добавляет некой такой литературности, художественности фильму. Мне кажется, это правильно. Потому что, действительно, делать биографический, исторический фильм именно в такой мизансцене, в таких декорациях было бы, наверное, тяжело. А тут все-таки имена изменены, и нам всем кажется, что это художественный вымысел. Точнее, это и есть художественный вымысел, просто на базе такой ситуации сложившейся.

И действительно задумаешься о том, что, уходя в другой мир, здесь остаются люди, которые моментально начинают как-то по-другому между собой взаимодействовать. Я почему-то подумал прежде всего о том, что очень важно примирить между собой по возможности всех, кто может особенно поругаться после твоего ухода. И вообще уход – это ситуация, к которой нужно готовиться. Я никогда не хотел знать заранее… Вы понимаете, что бывают ситуации болезни, когда ты с большой долей вероятности можешь сказать, сколько тебе осталось. И мне казалось, это пытка, мучение для всех, что лучше – раз – и всё. Теперь я сомневаюсь. Ну, не то, что только в результате этого фильма. Нет, я вообще об этом задумываюсь. Может быть, и правы те (кстати, я впервые это услышал от православных священников), кто говорит о том, что хорошо, когда ты знаешь, ты успеешь подготовиться. И подготовиться, разобравшись с делами земными, и подготовившись к делам небесным. Это первое, наверное, о чем я подумал.

Второе. Как-то я не вижу после Цоя человека, претендующего на звание героя своего времени, несмотря на мою большую любовь к различным музыкантам, и некоторые мне нравятся не меньше, а может быть, даже по ряду направлений больше. Тем не менее, Цой абсолютно велик, он, мне кажется, какой-то магический, мистический. Я уверен, что он ушел тогда, когда захотел. Я очень рад, что современная молодежь слушает его песни, воспитывается на них. Я очень рад, что мое отношение ни на грамм не изменилось, я все так же захожу в свою душу, слушая Цоя. И я рад, что появляется кино о нем или навеянное его жизнью (а в данном случае жизнью, а не уходом). Мне кажется, нам всем очень повезло, что мы живем в то время, когда его песни многие слышали вживую, или его песни до сих пор еще кажутся живыми. И нам повезло, что мы родились в России, что у нас есть такой музыкант и такой поэт.

Вот что хотел сказать о сегодняшнем дне. И спасибо всем, кто работал над фильмом «Цой». Фантастические актерские работы, такого же уровня работы художника, художника по костюмам, все сделано очень хорошо. Ну, и спасибо режиссеру.

12 ноября. Итак, сегодняшний день восхитил меня новостью из Санкт-Петербурга. Прочту заголовок. «Петербурженка на скорости выскочила из такси из-за разговоров о реинкарнации». Честно говоря, мой родной город уже целый год (если не два) изумляет, с одной стороны, трагическими, драматическими новостями, которые появляются в каком-то просто уже абсурдном формате. Не стоит говорить про этого замечательного историка, который занимался реконструкцией, и чем все кончилось. Наше беспощадное общество, конечно, выдало огромное количество по поводу этого (как это ни страшно) мемов. Ты просто изумляешься самому градусу абсурда.

И вот здесь, слава богу, трагедии все-таки нет. Но сама ситуация… Водитель такси. Насколько я понимаю, там действительно девушка испугалась. Она не могла выскочить и выскочила чуть ли не во время движения. Насколько я понимаю, у нее чуть ли не сотрясение мозга. Конечно, не ситуация с историком, но тоже неприятно и вообще страшно. Но сам факт. Петербург, прекрати, что ты делаешь. То есть таксист, вероятно, встал на путь духовного развития, но пошел не тем путем, и сильно перегрелся в вопросах поиска собственной души, переселенной или не дошедшей туда, куда надо, и завел эти разговоры с пассажиром (что уже нарушение неких правил). И дальше не выпустил человека из машины, продолжая мучить вопросами реинкарнации. И еще, вероятно, сама пассажирка испугалась такой беседы, особенно когда тебя не выпускают или едут не туда, и заранее вышла.

Что могу сказать? В целом народ немножечко подсъехал на увлечении такой псевдодуховностью зачастую. Я с большим уважением отношусь к любым практикам духовного развития, мистическим, не мистическим, и сам кое-что проходил. Тем не менее, когда все это происходит в формате какого-то лишенного не то, что серьезности подхода, когда все это на любительском уровне, когда люди впадают в некий фанатизм, используют в качестве учителей либо магов, каких-то шарлатанов. Выяснилось, что чуть ли не каждая вторая российская женщина в какое-то время прибегала к их услугам (верну мужа или любовника), к заклинаниям, иногда самым темным, самым жестким и самым рискованным для всех участников процесса. Стоит посмотреть, как мне кажется «Ночной…» и «Дневной дозор», чтобы понять, как устроен мир.

Как люди не боятся? Удивительно, мы, прожив в атеистическом государстве, вдруг окунулись зачастую в средневековую совершенно, даже не религиозность, а какие-то странные верования (повторю, при всем уважении к тем, кто серьезно занимается этим вопросом). Это все действительно формата такого заседания в школьной аудитории после уроков – вызовут тех или иных духов. Сразу вспомнил историю (не помню какого) ученого. У нас предыдущий период расцвета всех этих практик был в начале ХХ века, тоже вызывали бесконечно разные души. Двоюродные (или родные) сестры этого ученого сообщили ему, что к ним пришел дух то ли Цезаря, то ли Наполеона и провел с ними несколько часов. И он им ответил: «Я еще могу поверить в то, что дух Наполеона пришел к нам, но я не могу поверить, что он с вами, дурами, сколько времени делал».

Поэтому, граждане, аккуратнее с потусторонним. Потустороннее может и как следует дать по голове, если с ним работать без уважения, так сказать. И таксисты, дорогие мои, не пугайте девушек в Петербурге. Не со всеми можно вести беседы о реинкарнации. А вообще, родной город, действительно, что же там творится, что так неоднозначно всё?

Ну что, пятница, 13-е ноября.

Итак, что притянуло мое внимание сегодня. Если не ошибаюсь, по-моему, вчера была последняя ночь, когда можно было потусить. С сегодняшнего дня все тусовки – до 23 часов, вследствие борьбы с ковидом, который я, кстати, прошел. Я могу сказать, тяжелая болезнь, серьезная, нельзя ее недооценивать, это никакая не распиаренная ОРВИ. Это, как мне кажется, первый и очень пока слабый нам сигнал со стороны планеты, со стороны какого-то нашего какого-то (если есть у нас общий разум)… Не случайно нас заперли по домам, говоря как бы: друзья мои, вас очень много на планете, вы очень много потребляете моих ресурсов, надолго этого не хватит, посидите чуть-чуть дома, подумайте, как вы собираетесь дальше жить.

Это же удивительно, весь мир практически заперт дома. Ни одна эпидемия такого не могла себе позволить, скажем так. Я бы относился к этой ситуации все-таки не только как к медицинской, но и как к социально-экономической. И очень возможно, что за первым сигналом последует второй. Может быть, мы будем в изоляции годами и десятилетиями, я не удивлюсь, и фильм «Матрица» окажется пророческим. Потому что, по сути дела, ничего не отличает человека, запертого в четырех стенах перед экраном айфона (или любого другого телефона), от жителя Матрицы, которому тоже поставляют контент и еду, всякие белковые трубочки. Но здесь мы за едой еще ходим сами.

Так вот, что меня восхитило в нас? Насколько я знаю, моментально ночные вечеринки переведены в дневной формат, потому что очень много людей уже с антителами. И происходит такое расслоение общества на антительных и не антительных. Появляются сверхлюди, которые ничего не боятся, у них много антител. Да, они пройдут скоро, к сожалению, но, тем не менее, какое-то время мы можем себе позволить ходить, куда хотим, не боясь никого заразить и сами заразиться. Но отреагировала индустрия достаточно быстро.

Печально, что на Новый год не будет никакой возможности где-то его встретить не дома (для кого-то). Я уже который год рад, что мы встречаем Новый год дома, с семьей. Мне кажется, это исключительно семейный праздник. Наверное, единственное ограничение, из-за которого я не расстраиваюсь, это что конкретно в новогоднюю ночь не будут работать рестораны (хотя, может быть, все еще изменится). Я переживаю за самих рестораторов. Скажем так, это единственный момент, который меня лично не затронул как потребителя этих услуг.

А в целом, что могу сказать? Придется, мне кажется, прививаться, и прививаться всем. Иначе мы это всё не победим.

А закончу тем, в каком восхищении (понимаю, что сейчас меня опять начнет критиковать прогрессивная часть общества) я нахожусь от московской медицины. У нас понятные протоколы, есть лекарства, мы знаем, как лечить эту болезнь. И я рад, что научились врачи. Они справляются, как могут. Понятно, что пока еще не все побеждают эту болезнь, к сожалению, но, тем не менее, действительно огромный шаг вперед. Я говорю про московскую, потому что попробовал на себе московскую медицину. То, что я слышу про свой второй родной город – Петербург, там тоже на достойном уровне всё. Я впервые порадовался, что болею в России. И вообще мой уровень патриотизма, который был так себе, вырос очень серьезно. Вчера в одном издании вручали премию. Люди года – действительно врачи, и мы должны отдавать им должное не только в период пандемии, но и дальше. Как показывает жизнь, когда припирает, никто тебе не нужен так, как врач.

Дорогие наши врачи, мы всё помним и мы всё ценим. Спасибо вам большое.