Премия Рунета-2020
Екатеринбург
-8°
Boom metrics
Общество1 июля 2022 13:53

«Летят снаряды, а мы с соседями покидаем город колонной в 40 машин»: беженка рассказала про эвакуацию из Мариуполя

Беженка из Мариуполя Юлия Бакай рассказала про эвакуацию
Юлия с младшим сыном. Фото: предоставлено Юлией Бакай

Юлия с младшим сыном. Фото: предоставлено Юлией Бакай

Врачи 14-й горбольницы Екатеринбурга рассказали о победе - им удалось вылечить женщину со сложнейшим случаем опухоли матки так, чтобы после операции она не стала бесплодной. А ведь всего четыре месяца назад другие врачи и в другом городе лишь разводили руками: «Ситуация безнадежная. Матку придется удалять целиком».

Тут вполне уместна поговорка «Не было бы счастья, да несчастье помогло» ведь пациентка попала к уральским врачам после того, как эвакуировалась из Мариуполя, пережив, пожалуй, самые страшные 60 минут в своей жизни.

- Мы с соседями медленно выезжали из города колонной в 40 машин, пока вокруг летели снаряды, - вспоминает Юлия Бакай.

ПРОСИЛИ УКРАИНСКИЙ ТАНК НЕ СТРЕЛЯТЬ С ИХ УЛИЦЫ

Юлия родом из Мариуполя. Ей 37 и она мама двух сыновей 11 и 18 лет. Ее мама всю жизнь была станочницей, поэтому и сама она освоила эту профессию – работала на машиностроительном заводе «Магма». Город у них в принципе промышленный, поэтому многие здесь выбирают рабочую специальность. В 2014 году, когда Юлия впервые узнала, что такое обстрелы, ее сестра эвакуировалась в Россию – в Екатеринбург. Но сама Юлия осталась в Мариуполе.

- В семье тогда были сложности – с мужем мы разводились. Я подумала, ну куда поеду одна с двумя детьми и без поддержки? – вспоминает Юлия.

Кадр, снятый на улицах Мариуполя.

Кадр, снятый на улицах Мариуполя.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В марте этот вопрос вновь встал перед семьей Юлии. Жить в Мариуполе стало тяжело. В городе прекратилась подача электричества, газа и воды. Телефоны у всех вскоре разрядились. Стали раздаваться взрывы. Но Юлия с детьми все равно не стремилась уехать, ведь нужно было помогать родным.

- Я жила в частном секторе. А родители в квартире в пятиэтажке в двух километрах от нас. И бабушка моя была там, и дядя. Они оба лежачие, - рассказывает Юлия. - И им даже воды набрать негде. Я раз в три дня под обстрелами бегала к ним с продуктами и водой. А на улице девятиэтажки горелые, трупы на земле…

В конце концов Юлия забрала маму к себе. А ее отец остался в квартире присматривать за ее бабушкой и дядей. А потом где-то над домом Юлии разорвался снаряд, изрешетив осколками крышу, а следом украинский танк приехал на их улицу, как на боевую позицию.

- Я жила в километре от завода. А оттуда постоянно были обстрелы. Видели, как оттуда украинский танк выехал и остановился прямо посреди нашей улицы. Мы с соседями просили украинских военных не стрелять отсюда, потому что обратка то куда полетит? – вспоминает Юлия. – А танк все равно отстрелялся и обратно заехал на завод Ильича.

ДОРОГУ ПРЕГРАДИЛИ ДВА НЕРАЗОРВАВШИХСЯ СНАРЯДА

После этого все жители поселка решили, что пора уезжать. Однажды ранним утром, несмотря на комендантский час, они сформировали на своей улице колонну из 40 легковых автомобилей, помогли друг другу прикурить аккумуляторы, которые от месячного простоя и морозов разрядились, разделили бензин и поехали к выезду из города.

- В машинах впереди колонны сидели только мужчины. Жен и детей все посадили в машины в хвосте, чтобы у них был шанс спастись, если какая-то из машин колонны подорвется, - вспоминает Юлия. – Связи между машинами никакой не было. Телефоны у всех давно разрядились. Выезжали по трупам. Мосты взорваны. Дороги завалены. Где-то столбы лежат, где-то часть дома завалилась. Город у нас небольшой, но понадобился час, чтобы выбраться из него.

Одно из зданий Мариуполя.

Одно из зданий Мариуполя.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Когда колонна подъехала к проспекту Мира (ранее проспект Ленина, - Прим. Ред.) машины остановились. Рядом шли бои.

- Представляете, вся колонна стоит, а по проспекту летят снаряды. Обстреливали с Азовстали. Туда же и обратка летела, - вспоминает Юлия. - И страшно переехать по проспекту.

На случай попадания осколка в корпус, машина Юлии была укреплена. Словно мешки с песком, вдоль дверей изнутри лежали мешки с продуктами и вещами, которые они взяли в дорогу. За ними внутри укрывались сыновья и мама Юлии, пока сама она управляла машиной.

К счастью, лишь один осколок попал в колонну. Он зацепил колесо одной из машин. Чтобы починить машину, колонна спустилась к улице Набережной около моря, где было поспокойнее.

- Пришлось всем по болтику скидываться этому человеку, давать запаску. Вся колонна остановилась, мы поменяли этим людям колесо и поехали дальше, - рассказывает Юлия. – Город гремел. Потом, когда ехали, сложно было искать новые пути. Представьте, 40 машин на узкой улице, а проезда нет, потому что дом лежит на дороге. Надо как-то разворачиваться. Куда-то подъезжали, а там моста нет. Где-то столб лежит с проводами. А однажды посреди дороги было два огромных неразорвавшихся снаряда и объехать их нереально.

В безопасности колонна почувствовала себя лишь когда впереди появились блокпосты с военными из России и ДНР. Там было много беженцев, покидавших Мариуполь пешком. Увидев машины, многие стали просить подвезти их.

- Конечно, мы останавливались. Кого-то подбирали, у кого место в машине было. Кто-то показывал просто ребенка, просил забрать его и отвезти куда-нибудь, где безопасно. Но забирали всей семьей, - вспоминает Юлия.

Территория освобожденного завода "Азовсталь".

Территория освобожденного завода "Азовсталь".

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В БЕРДЯНСКЕ ЗАКОНЧИЛСЯ БЕНЗИН В БАКЕ

Сначала колонна хотела остановиться в поселке в 15 километрах от Мариуполя, чтобы переждать там какое-то время, а потом вернуться назад. Но затем они решили проехать еще 90 километров – до Бердянска, где было спокойнее. Там уже колонна распалась. Каждая семья пошла своим путем. Юлия с детьми и мамой временно поселились в пустующей квартире родственников. Но вскоре они решили, что надо уезжать в Россию через Крым.

- Единственный минус - нигде не было бензина в Бердянске, а у меня был пустой бак. Пришлось покупать с рук. Была группа в мессенджере «Бензин Бердянска». Я с баклажками ходила пешком по Мелитопольской трассе. Там подъезжала машина, которая с канистры продавала бензин. Купила 16 литров по 100 гривен за литр. Это как 330 рублей за литр. Потом в руках несла до машины эти 16 литров.

Фотографии из прежней жизни. Юлии с детьми пришлось покинуть свой родной город, когда там стало слишком опасно. Фото: предоставлено Юлией Бакай

Фотографии из прежней жизни. Юлии с детьми пришлось покинуть свой родной город, когда там стало слишком опасно. Фото: предоставлено Юлией Бакай

В Екатеринбурге Юлия с детьми первое время жила у сестры. Теперь она снимает квартиру. Младший сын учится в школе. Старший – в колледже. Сама Юлия устроилась работать на завод по профессии – станочницей. Правда, перед первым же рабочим днем обострилась болезнь, о которой из-за переживаний Юлия надолго забыла - началось сильное кровотечение. Но в ГКБ №14 ей помогли.

- Случай, конечно, сложный, - рассказывает Эльвира Шакирьянова, заведующая гинекологическим отделением ГКБ №14. - Как правило, подобного рода операции выполняются планово, но в данной ситуации все оперативное лечение проходило в неотложном порядке. Наша задача заключалась в том, чтобы быстро и безопасно удалить субмукозный узел, не повредив стенки органа, при этом сохранив репродуктивный потенциал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Чудом вывезли на себе 80-летних бабушек, пса и кота»: беженцы из Мариуполя рассказали, как оказались в Екатеринбурге

Беженцы из Мариуполя не могут найти работу в Екатеринбурге из-за документов (Подробнее)