Новый главреж ТЮЗа Иван Пачин вступил в должность 25 января.
Фото: Степан КАМЕНЕВ
«Я чувствую себя, как тренер, который приехал в новый город – команда есть, задача ясна, главное – выработать стратегию и тактику», – новый главный режиссер Тверского театра юного зрителя Иван Пачин рассказывает о своем назначении с блеском в глазах. И даже в окно своего кабинета худрук смотрит с воодушевлением, будто говоря: «Тверь, покорись мне!»
25 января Иван Сергеевич вступил в должность главного режиссера и сейчас проводит рекогносцировку: чем можно порадовать тверского зрителя и как сделать работу театра еще более открытой и привлекающей внимание общественности?
Иван Пачин уже ставил в Тверском ТЮЗе спектакли «Вафельное сердце» (2019) и «Вратарь и море» (2020), так что с внутренней кухней отчасти знаком.
Миссию главного режиссера в театре Иван Сергеевич видит как работу капитана корабля – направлять и вести по заданному курсу. Наш собеседник много сотрудничал с разными театрами в регионах и уверен, что главреж – это лицо театра.
Капитан и море
– Артист – это корова, и он должен давать молоко. А ты должен искать к нему подход, – цитирует художественного руководителя театра имени Вахтангова Римаса Туминаса режиссер Иван Пачин. – Ведь в театре много творческих людей, которые создают что-то из ничего с помощью своей души. Им нужно помогать в этом.
Иван Сергеевич охотно делится своими творческими задумками, в их числе – еженедельные читки современных пьес в ТЮЗе.
Фото: Степан КАМЕНЕВ
Артистам нужен лидер, капитан творческого корабля. Современный, с понятными целями и методами. В его задачи, в том числе, входит воспитание актеров. Но не в смысле дидактики и школярства, а приведение исполнителей в новое творческое, современное, если хотите, самочувствие.
Артист должен интересоваться новым, быть любознательным, повышать свой художественный уровень и уровень вкуса. Ведь артист должен стоять во главе угла творческого процесса.
– С Тверским театром юного зрителя всегда сотрудничает много приглашенных режиссеров. Уменьшится ли их количество?
– Нет.
– Ужесточатся ли требования к ним?
– Нет. С каждым будем работать индивидуально. Все режиссеры, приезжающие работать, в той или иной степени люди профессиональные. Просто они теперь будут знать, что в театре есть человек, управляющий художественным репертуаром, отвечающий и за их работу в том числе. Мне всегда приятно приезжать в театр, где есть главный режиссер, это значит, что там есть какая-то дисциплина, а не разброд и шатание.
Но ограничивать в стилистике и выразительных средствах режиссеров, которые будут работать в ТЮЗе, мы не станем. Наша задача – рассказать тверскому зрителю, почему мы решили сотрудничать с тем или иным режиссером. А артисты должны знать – кто к ним приезжает, и интересоваться его творчеством. Ведь работа с новым режиссером структурирует артиста, помогает ему узнать разную стилистику режиссуры.
В Тверском ТЮЗе Иван Пачин поставил спектакли «Вафельное сердце» и «Вратарь и море».
Фото: Степан КАМЕНЕВ
Мы можем подсказать, это не исключается. Бывает, что главный режиссер что-то просит переделать, это норма в работе. Но театр выступает менеджером, посредником – между постановщиком и труппой.
Профессиональный демократичный театр
– Вы сами также будете ставить спектакли? Что хотели бы видеть на сцене?
– Мы сейчас выяснили, что в репертуаре нет Островского, нет комедий Шекспира, нет Томаса Манна, нет Фридриха Шиллера, в конце концов (последним, кто ставил Шиллера в ТЮЗе, был Роман Виктюк – Ред.) Много чего нет. Зато есть вещи, которые часто и в течение долгого времени показывают, зритель любит их.
Мы разрабатываем проект «ТЮЗ-читки». Каждую неделю будем проводить читки современных произведений с нашими артистами, а затем интересоваться у зрителя – интересно ли ему было бы видеть это на сцене в виде полноценного спектакля? Мне очень важно поговорить с тверским зрителем, увидеть его, понять – за чем тверской зритель приходит в театр.
– Приходили ли вы посмотреть спектакли в Тверской театр драмы?
– 28 января пойду посмотреть музыкальный спектакль, но вообще я знаю нескольких актеров оттуда. Я собираюсь там бывать и бывать в театре кукол. Мне вообще интересно, в некотором смысле, объединение, быть заодно. Чтобы театры Тверской области работали как единый организм. Мы не отбираем зрителя друг у друга, мы работаем в одном поле.
Иван Пачин хочет получше узнать тверского зрителя и строит творческие планы.
Фото: Степан КАМЕНЕВ
Театр кладет свою жизнь на алтарь новой постановки
– Насколько мне известно, вас хотели видеть у себя главным режиссером три театра – В Москве, Канске и Твери. Выбор пал на Тверь, почему так?
– Мы сотрудничали с Тверским ТЮЗом, а я отношу себя к режиссерам театров для юного зрителя, молодежных театров. Я отношу себя к режиссерам, которые делают особенный вид спектаклей – постановки для семейного просмотра, для детей с родителями. Я очень заточен на такой вид искусства.
А Тверь находится между Петербургом и Москвой…
– Можно догнать их по уровню?
...Нет-нет. Как раз я люблю провинцию. Такие города как Канск, Нягань, Прокопьевск… На мой взгляд, и здесь я согласен со своими педагогами, театроведами и некоторыми режиссерами, в Москве и Питере театр невозможен в своем первозданном виде.
Театр должен идти от провинции. Здесь его очень интересно делать, потому что ты сталкиваешься с какими-то новыми задачами, с которыми раньше не сталкивался. У каждого региона есть свои особенности, которые нужно учитывать.
Как режиссер Иван Пачин ставит семейные спектакли, на которые с детьми могут прийти мамы и папы.
Фото: Степан КАМЕНЕВ
Наладить связи, расширить аудиторию, много всего. Тверь – город не маленький, но и не большой, не похож на обе столицы, между которыми располагается. Почему многие уезжают? Почему другие остаются? Есть ли здесь жизнь? Предстоит выяснить! Централизация нашей страны мне не близка.
Многие актеры, которых я знаю, переехали в Москву, но, закончив вуз, не могут найти работу. И, в конечном счете, занимаются абсолютно другим делом. На вопрос о переезде в другой регион они отвечают, что сами приехали из провинции, это шаг назад, они там пропадут и сопьются. Но я уверен, что и в небольших городах можно жить и работать. Или переехать еще куда-то, никто же не держит.
– И здесь можно играть?
– Именно! В провинциальном театре много работы, много возможностей. Тем более, что многие знаменитые режиссеры ездят по России и ставят спектакли. Но все зависит от желания работать, от трудолюбия, – отмечает мой собеседник.
Иван Пачин, в частности, режиссировал спектакли и в театрах кукол – Большом театре кукол в Санкт-Петербурге, Московском областном театре кукол, два спектакля в Красноярском театре кукол. Он рассказывает, что режиссура не так радикально отличается. Любой опыт пригождается.
Начало пути в Твери
Отвлекаясь от театральной темы, разговариваем о Твери, о любимом месте Ивана Пачина в нашем городе. Оказывается, режиссеру полюбилась дорога по набережной в сторону стадиона «Химик». Во время постановки спектакля «Вафельное сердце» осенью 2019 года Иван Сергеевич выходил на пробежку по городу и любовался церквями. «Приятный купеческий вид у центра Твери», – так он охарактеризовал атмосферу областного города.
Иван Пачин успел посотрудничать со многими артистами ТЮЗа.
Фото: Степан КАМЕНЕВ
А что касается творческого пути...
– Я долго думал – принимать ли приглашение стать главным режиссером в Тверском ТЮЗе, обладаю ли определенными качествами для этого. Я решил, что смогу! – констатирует Иван Сергеевич.
На данный момент Ивану Пачину важно не столько определить, что он будет ставить, сколько понять все про город, все про артистов.
– Ведь от моих решений буквально зависит их судьба. Я уже не режиссер, который приехал, чтобы поставить и уехать. До этого, когда тебя приглашают на временную работу, и смотрят, как на приехавшего в детский дом: «Да-да, говорите-говорите, но вы все равно нас отсюда не заберете. Все равно уедете и оставите нас одних». Но теперь я должен заботиться о них, а они должны работать, – замыкает круг тем Иван Сергеевич.
К слову, все время пока мы разговариваем, Иван Пачин раскладывает на рабочем столе фотографии актеров. Ему удалось поработать со многими из них, но не со всеми. Предстоит период притирки.
В Тверском ТЮЗе впервые за долгое время появился худрук!
Фото: Степан КАМЕНЕВ
СПРАВКА КП
Иван Пачин родился в Березниках, Пермского края 10 августа 1986 года.
Окончил Театральное училище имени Щукина в 2008 году, курс Владимира Иванова. Работал в Театре имени Вахтангова, Учебном театре Театрального института имени Щукина.
Ставил спектакли во многих театрах России в качестве приглашенного режиссера. В частности, сотрудничал с Большим театром кукол в Санкт Петербурге, Московским областным театром кукол, Канским драматическим театром и т.д. Он также основал «Творческое Объединение 9», союз выпускников театральных и музыкальных вузов Москвы.