Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Политика8 июля 2020 19:40

Генерал ФСБ в отставке о задержании Ивана Сафронова: Владеть закрытой информацией — не преступление. Преступление – ее разглашать

Во вторник, 7 июля, оперативниками ФСБ был задержан советник главы Роскосмоса Иван Сафронов — что может стоять за этим делом?
По предварительной информации, Сафронова подозревают в контактах со спецслужбами Чехии

По предварительной информации, Сафронова подозревают в контактах со спецслужбами Чехии

Фото: REUTERS

Прежде задержанный по подозрению в госизмене журналист Иван Сафронов освещал темы военно-промышленного комплекса в «Коммерсанте». По предварительной информации, Сафронова подозревают в контактах со спецслужбами Чехии, действовавшими по заказу США.

Это задержание вызвало неоднозначную реакцию — и не только в журналистском сообществе, но и в среде военных экспертов.

«КП» попросила прокомментировать ситуацию генерала ФСБ в отставке Александра Михайлова, служившего, в том числе в Пятом управлении (контрразведка) КГБ СССР, а позже возглавлявшего Центр общественных связей ФСК-ФСБ.

ОХОТА НА «КРОТА»

- Чаще информация о том, что кто-то «сдает секреты», приходит из-за рубежа, или изнутри?

- И так, и так. Довольно часто первичная информация о наличии агента в спецслужбах поступала из-за рубежа. От закордонных источников. Информацию получили — оперативную разработку начали… Дальше дело техники: следствие, суд, тюрьма… В советские времена бывало - и к стенке.

Допустим, получены материалы, что противник стал обладателем научно-технической информации. Либо иной, которая у нас являлась закрытой. Вопрос — как она туда попала? Клубок начинает разматываться. Кропотливая работа… Агент ЦРУ Адольф Толкачев, передавший американцам советские разработки МиГов, так был разоблачен (и расстрелян). Никто не отменял и внимания к тем, кто проявляет повышенный интерес и пытается получить доступ к закрытым сведениям. А по должности или уровню допуска ему интересоваться тем или иным сектором не положено! Естественно, возникал вопрос…

- Вы с подобными сталкивались, работая в пятом управлении КГБ СССР?

- Скорее позже. Сколько раз мы обращали внимания на лиц, испытывающих интерес к вопросам не их компетенции… Понятно, что журналисты как и разведчики — пытаются добыть информацию разными способами. Не всегда легальными. Но самое опасное, когда начинается их работа в интересах третьих лиц. Когда информацию начинают продавать. Хотя в законе о СМИ права и обязанности журналистов оговорены. И написано, что он не имеет права использовать свою специальность для добычи информации в интересах третьих лиц.

- В какой момент человек может грань переступить: здесь сбор информации для статьи, а здесь уже — для «третьих лиц»?

- Владеть закрытой информацией — не преступление. Преступление – ее разглашать. (Но это преступление для того, кто ее разглашает). Одноклассник, инженер с военного завода или трепач из спецслужб может в полемическом задоре что-то рассказать — но ответственность на журналисте, как он поступит с этим знанием. Представителям СМИ, которые работают с оборонкой, надо внимательнее изучать Закон о гостайне. Мало ли…

- Но у нас есть издания, которые специализируются на военной тематике и там работают преимущественно бывшие офицеры — им что же, шаг влево, шаг вправо не сделать? О чем писать тогда?

- Эти-то журналисты как раз понимают, что надо фильтровать и как. А молодые журналисты нередко в погоне за сенсацией гребут все до кучи. И эти фильтры не всегда применяют. Да часто и не знают их… Вопрос же не в том, что сам человек - носитель информации, а в факте ее разглашения. Или передачи.

ПОЧЕМУ САФРОНОВ?

- Что касается задержания Ивана Сафронова.

- Мы вряд ли когда-нибудь узнаем в подробностях о материалах, которые могли послужить основанием для возбуждения уголовного дела. Даже после реализации этого дела.

- Сейчас пишут о громкой публикации Сафронова в марте 2019-го года о намерении России продать партию Су-35 Египту. Но источники говорят, что следить за журналистом начали еще с 2012-го, а передавать информацию он начал в 2017-м...

- Когда началась глубокая проверка человека — тут можно выйти на все. На устойчивые связи, на вероятную работу в интересах третьих лиц. Ставились ли ему задачи: нас интересует то-то и то-то, не могли бы вы получить информацию такую-то и там-то. Есть или нет материальная заинтересованность. Один факт — не система, но в процессе разработки на систему можно выйти.

- После публикации о Су-35 госсекретарь Майк Помпео угрожал Египту санкциями, если Каир сделку не разорвет.

- Это серьезная проблема была. Похожая проблема была предтечей Карибского Кризиса, когда Пеньковский (экс-полковник ГРУ — ред.) передал информацию об установке советских ракет на Кубе. И мы стали заложниками кризиса, который мог вылиться в третью мировую. Но реакция госсекретаря и разрыв контракта — это одно, а мои коллеги в процессе проверки журналиста, наверное, вышли и на что-то другое.

СЛАВЯНСКИЙ «ШКАФ»

- Спецслужбы Чехии действительно могут быть причастны к делу?

- Чехия — сателлит. А их разведка передаточное звено. В рамках НАТО есть главный оперативный начальник. Понятно, что это ЦРУ и Агенство национальной безопасности США. Они управляют действиями коллег в Европе. Научно-техническая ли разведка могла быть задействована, военная, или политическая — мы не знаем. Чешские спецы могли быть ретрансляторами. Которые добывали информацию — и отправляли старшим товарищам.

- Но в отличии от штази в ГДР, которых все боялись, о чехах особо не слышали...

- В принципе служба была неплохой… До 1990-го года мы помогали готовить специалистов для контрразведки Чехословакии. На своей базе. После распада Варшавского блока главными в подготовке их профессионалов стал уже не Советский Союз. И не Россия.

- Кадры, работавшие по нашей методологии там не остались?

- У них прошли полные чистки, люстрация, как и в Восточной Германии и других странах соцлагеря. Очень жесткой была зачистка. Удалены были все люди, имевшие прямо или косвенно отношения к спецслужбам бывших соцстран, без возможности работать где-либо. Бывшие разведчики из штази оказались изгоями, кого-то посадили.

- Были у нас ранее похожие истории, связанные с журналистом и военной тайной?

- Случались. Заканчивались по-разному. Одни — крупными скандалами. Был такой Григорий Пасько, капитан третьего ранга. Его признали виновным в госизмене, дали 4 года, но освободили, кажется через полгода.

А журналисты старой школы, большого масштаба, которые дружили и общались с действительно большими людьми, носителями гостайн, увы, уходят из жизни — и уносят эти тайны с собой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что известно о задержании советника главы "Роскосмоса" за госизмену

Бывшему журналисту Ивану Сафронову грозит до 20 лет лишения свободы (подробности)

МНЕНИЕ

Статья о госизмене у нас «резиновая». По ней слишком легко стать шпионом

Истерику вокруг дела журналиста Ивана Сафронова прекратят только доказательства, что он брал деньги за секреты, уверена главред телеканала RT Маргарита Симоньян (подробности)

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ