Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Авто30 ноября 2018 13:00

Защищенность по всем фронтам

Единый комплекс мер, цель которого - безопасность каждого маленького пассажира, пешехода или водителя велосипеда
Елена ОРЛОВА
Юные инспекторы движения знают основы ПДД, владеют навыками управления велосипедом с соблюдением всех правил.

Юные инспекторы движения знают основы ПДД, владеют навыками управления велосипедом с соблюдением всех правил.

Те, кто двигается пешком – в зоне риска

Несмотря на общее сокращение числа аварий, количество наездов на пешеходов все равно остается достаточно весомым. При этом, каждый третий наезд происходит на пешеходном переходе. Еще одна треть – на регулируемых переходах. Кстати, по статистике, на сегодняшний день, лишь каждый десятый пешеходный переход в стране – регулируемый. Но и там происходят аварии с участием пешеходов.

Почему такое происходит? Почему идущие по дорогам и вдоль них, люди, по-прежнему, остаются самыми уязвимыми участниками дорожного движения?

Культурой по менталитету

По мнению экспертов, все дело в менталитете. Как размышляет пешеход? Раз установлен знак «пешеходный переход» и на дороге нарисована «зебра», то значит ему ничего не грозит. Однако, он забывает при этом, что автомобилю чтобы полностью остановится, требуется некоторое время и пространство. Например, при торможении со скорости 80 км в час до полной остановки автомобилю потребуется более 125 метров. Давайте рассмотрим это нагляднее. Если опоры освещения на дороге установлены на расстоянии 50 метров, тогда, чтобы затормозить и не сбить, водитель должен увидеть пешехода за три-четыре опоры с запасом на скорость реакции!

Чтобы заметить человека, особенно в темноте, на таком расстоянии он должен быть одет в сигнальный жилет, либо его одежда должна быть дополнена световозвращающими элементами. Важность ношения «световозвращаек» сложно переоценить. Они многократно увеличивают заметность пешехода для водителя. Ношение их в темное время суток особенно рекомендовано пожилым людям, детям, людям в темной верхней одежде. И если в городе возвращать свет просто рекомендовано, то на загородных трассах ношение световозвращающих деталей и вовсе обязательно.

Но, пешеходы в такую одежду одеваются редко. Они чаще предпочитают темные тона без каких либо блесток. И заметность, бесспорно, вещь отличная и важная, но далеко не панацея.

Что же еще в поведении пешеходов провоцирует водителей на ДТП? Дело в том, что многие пешеходы считают пешеходный переход своей вотчиной, где они полноправные и единственные хозяева ситуации, которым в любом случае должны уступить дорогу. То есть - они не смотрят по сторонам. Зачем им это нужно? И не снимают наушников плееров и капюшонов курток. Это тоже не к чему! В итоге получается, как в той печальной шутке «пешеход всегда прав, пока жив»: пешеход выходит на переход не задумываясь о том, виден ли он, и заметил ли его присутствие водитель. А водитель спешно реагирует, резко давит на тормоз, даже если скорость в пределах разрешенной на данном участке, чудом останавливается у самого края разметки и все равно – виноват, ведь «должен пропустить»!

Между тем, по мнению заместителя начальника отдела пропаганды ГУОБДД МВД России, полковника полиции Сергея Хранцкевича, анализ истории аварий с участием пешеходов может сослужить довольно большую службу, особенно, если рассматривать его, как руководство к действию. Ведь зная причину, гораздо проще избежать последствий.

Формирование знаний и умений в области БДД у ребенка начинается с самого детства, когда родители усаживают его в автокресло, отвечая на первые вопросы, «почему» и «зачем». Потом в детском саду и школе его ждут специализированные уроки, занятия в отрядах ЮИД, игровые задания и обучающие квесты.

Пройдя школу молодого пешехода и пассажира, принимая тот уровень ответственности, которую налагает звание юного инспектора движения, сегодняшние дети растут культурными и внимательными участниками дорожного движения. Он сразу серьезно относящимися к вопросам получения прав и покупки автомобиля. И хочется верить, что им не придется, как многим нынешним взрослым, удивляться, почему вдруг их оштрафовали за ошибочную парковку или за переход дороги в неположенном месте.

Взаимное понимание водителей и пешеходов строится на знании действий и возможностей друг друга, а также взаимном уважении. Пешеход, осознающий законы физики и их действие на примере движущегося\тормозящего автомобиля, никогда не будет опираться на тезис «водитель должен затормозить, если я тут иду». Водитель, соблюдающий скоростной режим, пропускающий пешеходов, да и просто сбрасывающий скорость перед лужей на дороге, чтобы не обрызгать тех, кто движется по тротуару также обеспечивает безопасное и комфортное движение себе и другим. И если с детства ты привык задумываться о своих действиях на дороге, то став старше, вряд ли потеряешь это качество.

Подавая ребенку правильный пример в поведении на дороге, вы приучаете его самого соблюдать правила.

Подавая ребенку правильный пример в поведении на дороге, вы приучаете его самого соблюдать правила.

Движение к нулю

Современный мир сильно отличается от того, в котором начинали свою водительскую карьеру наши родители и уж тем более, их родители. Выросло число машин, увеличилась скорость на дорогах, появились портативные телефоны, навигаторы и даже беспилотные виды транспорта. Живя в таком бешеном ритме, люди привыкают постоянно быть на связи, в контакте, опасаются пропустить нужное сообщение или срочный звонок. Но для водителя важна каждая секунда его пребывания за рулем, внимания к дороге. Отвлекаясь всего на пару секунд, посмотреть входящие СМС в телефоне в плотном городском потоке вы на 30 с лишним метров теряете контроль над ситуацией. Всего две секунды? Более 30 метров! На которых может быть что угодно, открытый люк, лед, другой автомобиль или невнимательный пешеход. Поэтому всегда стоит помнить, что за рулем не место чтению или набору СМС и телефонным звонкам без специальных автомобильных устройств. Пешеход, в свою очередь, не должен прятаться за темными очками и наушниками, и не смотреть в телефон, переходя дорогу. Его ответственность не ниже ответственности водителя, так как оба они равноправные и полноценные участники дорожного движения.

Что еще? Культурная среда, пространство вокруг дорог и на дороге, которое само по себе – отличный инструмент на службе и безопасности. Дорожная инфраструктура так же растет и развивается с каждым годом, становясь удобнее, понятнее и комфортнее для участников дорожного движения. Принятая в январе этого года Стратегия безопасности дорожного движения в РФ на 2018-2024 годы , должна обеспечить в указанный срок достаточную освещенность всех тех участков дорог, где пересекаются водители и пешеходы. Развить строительство над и подземных переходов, выделенных пешеходных дорожек, установить ограничители скорости на внутренних территориях и многое другое.

Там, где еще недостаточно сознательности или просто человеческих возможностей, на помощь приходят их «усилители» - разделительные барьеры, искусственные неровности, знаки ограничения скорости, катафоты и дополнительная подсветка. Они напоминают о необходимости сбросить скорость, пропустить пешеходов, выделяют сложные и важные участки на дороге, ограждают от перехода дороги в неположенном месте.

Напомним, что главная задача этой Стратегии сократить количество аварий с пострадавшим у 2030 году практически до нуля. Задача сложная и требующая участия в ее реализации всех участников дорожного движения. Но иначе - не получится!

Материалы подготовлены в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах».