Премия Рунета-2020
Тверь
+6°
Boom metrics
Звезды4 апреля 2018 15:58

Страшные песни Тверской области заинтересовали учёных России

О самом любопытном «Комсомолке» рассказал специалист по жестоким романсам Михаил Строганов
В жестоких романсах сюжет всегда разный: драка, несчастная любовь, измена, а вот финал всегда один и - увы! - плачевный. Фото: «Под вечер осенью ненастной». Лубок. 1854

В жестоких романсах сюжет всегда разный: драка, несчастная любовь, измена, а вот финал всегда один и - увы! - плачевный. Фото: «Под вечер осенью ненастной». Лубок. 1854

«О, слушайте, сейчас спою! С народом что теперь бывает... Один пример хочу сказать, людей как город развращает...» Именно так начинается один городской, или, как его еще называют, мещанский романс. В этой песне поется о том, как отец отправляет сына на заработки в город. И все бы ничего, работал сын себе и работал. Но… «...Редко он гулять ходил, однажды вышел прогуляться, с брюнеткой Маней молодой на горе как-то повстречался...» И понеслось... Страсть, измена, стакан яду, отравление, ужасная, порой детально описанная смерть. Конец.

И если в жестоких романсах сюжет всегда разный: драка, несчастная любовь, измена, то вот финал всегда один и - увы! - плачевный.

Ой, товарищи, потише, пропою про Колю с Мишей...

На днях в Твери и Бежецке прошла ежегодная региональная научно-практическая конференция «Тверское фольклорное поле-2017», посвященная открытиям и новым исследованиям в области народного творчества. В этом году она проводилась совместно с Государственным Домом народного творчества имени Поленова и Российским государственным университетом имени Косыгина (Институт славянских культур, кафедра общего и славянского искусствознания).

Говорили о разном, в том числе и о тех самых жестоких романсах, или, как их принято называть в научной среде, «песнях локальных инцидентов». Почему инцидентов? Потому что складывались песни в деревенском сообществе по следам убийства на вечеринке, самоубийства или несчастного случая.

- Как жанр жестокие романсы сформировались в середине 19 века, когда стал распадаться крестьянский быт, а значит, и семьи. Мужчины поехали на заработки в город, женщины остались одни... Новые сюжеты и новые тексты появлялись вплоть до 30-х годов 20 века. А потом жанр идет на убыль… - рассказывает доктор филологических наук, профессор РГУ имени Косыгина Михаил Строганов. Михаил Викторович живет в Твери, занимается изучением тверского фольклора, в том числе и жестокими романсами.

- Кстати, авторами текстов были абсолютно разные люди. При советской власти широко бытовала фраза «Утром в газете - вечером в куплете»? Ее вполне можно применить к жестоким романсам. В начале 20 века стал активно развиваться эстрадный жанр. Выходила заметка в газете, и зачастую на нее тут же появлялся песенный отклик. То же самое происходило и с жестокими романсами, только не в шуточной, а в серьезной форме. Порой авторами были сами журналисты, но иногда тексты писали известные писатели и литераторы.

Доктор филологических наук, профессор РГУ имени Косыгина Михаил Строганов. Фото: Михаил Бривер

Доктор филологических наук, профессор РГУ имени Косыгина Михаил Строганов. Фото: Михаил Бривер

Об этом же говорит и исследователь из Европейского университета Санкт-Петербурга, кандидат искусствоведения Михаил Лурье. Ряд его экспедиций проходил в Бологовском районе Тверской области, где удалось найти жестокие романсы, которые исполнялись на мотив известной "московочки".

- В Ленинграде была такая «Вечерняя Красная газета», которую критиковали за то, что там смаковались страшные подробности. Некоторые исследователи и сегодня склоняются к тому, что песни об убийствах, которые действительно сочиняли и потом продавали уличные певцы, были своеобразным устным вариантом газеты и ее продолжением. Позже такие песни в городе исчезли вместе с уличными певцами, и эта модель ушла в деревню, где уже не за деньги, а просто так люди стали составлять тексты по местным происшествиям. И навели меня на это именно тверские материалы.

Жестокие романсы как пособие в любви

Один из основных сюжетов жестоких романсов - распад семьи или испытание новой любовью.

Причем образы изменщицы или разлучника были типовыми. Любопытно, например, что соперница, которая уводит милого друга, обычно роковая брюнетка Тамара или Маня, а вот сама пострадавшая героиня - блондинка с голубыми глазами.

Роковой красавец, в которого влюбляются, обязательно приезжий, нередко нарядный: в шляпе, с часами и в жилетке. Героини, приезжая в город, тоже нередко платок сменяют на шляпу.

«Что с тобою, ангел, стало». Лубок. XIX в

«Что с тобою, ангел, стало». Лубок. XIX в

- Возьмем один из романсов. «По деревне ходила со стадом овец деревенская Тася-пастушка, и понравился ей укротитель зверей чернобровый красавец Андрюшка». Конечно, молодой человек ее уговаривает все бросить, уехать в город, где он купит ей синий костюм и шляпу с широкими полями. Она, конечно, ему верит и в результате остается одна и с ребенком. Потом она начинает пить горькую и в конечном итоге находит и жестоко убивает этого изменщика Анрюшку... Тут вам и признаки новой жизни, и новые проблемы.

О чем это говорит? О том, что при всей своей наивности девушки начали любить. Если раньше девку выдавали замуж в хорошие руки как работницу, то теперь наступила относительная свобода. И что получается? И так плохо, и так плохо. Вопрос: как же тогда устраивать жизнь на новых началах? И жестокие романсы заставляли решать эти проблемы.

Песенная криминальная карта региона

Второй популярный сюжет - криминал. Кстати, особенность жестоких романсов Тверской области - это то, что почти всегда указывалось место, где произошла трагедия, имя пострадавшего и порой даже время. Причем сюжеты были абсолютно разными, зачастую с жуткими подробностями.

Пример: «В 36-м году был праздник Рождество, а Толю Виноградова убили ни за что. Во Власова в деревенку пошел Толя гулять, к семиненским ребятам он начал приставать». Или «Послушайте, товарищи, московочку спою про Юрочку Грошова и про его беду. Сорок шестого года восьмого ноября в деревенке Кожухове веселый вечер был, и Юрочка с товарищем гулять тогда ходил».

- Получается, что по этим песням можно создать криминальную карту региона довоенного времени? - спрашиваю Михаила Строганова.

- Хм... Хороший вопрос. Думаю, точную карту не создашь, все-таки преступления были везде, но какое-то представление получить можно. Например, много криминальных событий, исходя из собранных песен, происходило в деревнях Кожухово и Грибово. Что касается районов, то часто в песнях звучат Оленинский, Лихославльский, Западнодвинский районы. Но, думаю, эта тема еще открыта для исследования.

Кровавость понижается - это факт!

- Можно ли сказать, что жестокие романсы как жанр вымерли, подобно белому носорогу?

- Я бы так не сказал, - не соглашается Михаил Викторович. - Еще сохранились исполнительницы за 60 лет. Поют их, в основном про любовь, и девчонки молодые. Через этот жанр они осваивают новое для них чувство, изучают модели взаимоотношений.

"Ты Настасья, ты Настасья, отворяй-ка ворота!". Лубок. XIX в

"Ты Настасья, ты Настасья, отворяй-ка ворота!". Лубок. XIX в

Но факт есть факт, «кровавость понижается». Горы трупов, как в «Хазбулате», где убивают и изменщицу, и любовника, и всех подряд. Троих-четверых, бывает, убивают. Таких нет сейчас. Впрочем, про самоубийство тоже петь перестали. Возможно, это связано с тем, что такой способ лишения жизни из-за несчастной любви был характерен именно для начала 20 века. А вот песни о поножовщине пока остались. Мое мнение: изменение сюжетных положений показывает на развитие нашего с вами общества. Изначально жестокий романс отражал распад традиционной крестьянской семьи под воздействием городской фабричной жизни и указывал, к чему это проводит. Сегодня этот жанр продолжает нам напоминать об этих отношениях.

Ну что ж, дабы соблюсти жанр, завершить разговор о жестоких романсах хочется тоже фразой из одного из них: «Налейте, налейте скорее вина, рассказывать больше нет мочи!..»

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

На смену жестоким романсам пришли жестокие люди

Олег ЗИНЧЕНКО, редактор тверской редакции сайта и газеты «Комсомольская правда»

- Перестали петь, потому что трагедии превратились в обыденность. Давайте хотя бы обратимся к официальным цифрам преступности в дореволюционной России: в 1913 году (мы любили раньше всё сравнивать с этим годом) было осуждено 334 973 человека, в 1998 году - уже 3 001 480. Это при том, что количество народа стало меньше. В былые времена ценился человек, который может зарезать в деревне скотину без мучений, потому что таких было немного. Сейчас же убийцы мелькают на экранах чаще, чем положительные люди.

Вывод напрашивается следующий: раньше были жестокие песни, на смену им пришли жестокие люди. Поэтому жестокие сюжеты уже никого не удивляют, а значит петь и осмысливать их неинтересно.

Кстати, нечто подобное жестокому романсу можно послушать и в моём исполнении. Уже смутно помню, но, кажется, я его сочинил после какой-то очередной криминальной истории, о которой узнал по роду профессии. Правда, песня - это скорее сатира, чем жестокий романс.

Негатив зашкаливает, и в таких песнях нет смысла

Полина ГРАНОВСКАЯ, старший научный сотрудник Детского музейного центра

- В прошлом году я гостила в Кувшиново, и во время разговора с одной местной жительницей выяснилось, что после войны в доме ее соседей муж убил жену. И в память об этом жители сочинили песню, где все подробно описывали. Зачем, не знаю. Но кажется мне, что в то время людям не хватало ярких эмоций, а подобные песни помогали их испытывать. Сегодня же, благодаря интернету, недостатка в негативе нет, а значит, в таких песнях нет смысла.

ВАЖНО!

Что почитать

О том, какие темы страшно волновали наших с вами земляков, можно узнать из сборников жестоких романсов, которые подготовил Михаил Строганов. На сегодняшний день их вышло два: «Жестокие романсы Тверской области» (Тверь. 2006) и «Жестокие романсы» (Тверь. 2017). Готовится к изданию и полное собрание «Жестоких романсов Тверской области», состоящее из 5 томов по 900 страниц каждый.