Премия Рунета-2020
Тверь
+10°
Boom metrics
Общество16 марта 2018 12:00

Придавленный деревом гражданин Украины надеется на помощь властей России

После несчастного случая семья с двумя детьми выживает на 4422 рубля в месяц
Романа с миром связывает только Алина.

Романа с миром связывает только Алина.

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

Из их окна видно пустое футбольное поле, ровное, как стол, без единого бугорка, ни ворот, ни трибун. Рома иногда подтягивается на специальной перекладине и смотрит на эту равнину. Алина может смотреть в окно чаще, ведь она не прикована к постели. Семейная пара из Бежецка попала в беду год назад.

Тогда на расчистке этого самого стадиона 35-летний Роман Лукьянчук попал под падающее дерево. Мгновенная боль, вспышка света, темнота. Затем «скорая», укол, снова беспамятство.

- Основательно пришёл в себя только в Тверской областной больнице, - рассказывает Роман. - Ног не чувствую, тело болит. Операцию сделали, положили под капельницу. Я тогда не думал, что дальше будет. А теперь вот лежу с металлическим штифтом в спине.

Путь в тверскую глубинку

Возможно, широкая общественность никогда бы не узнала о горе скромной семьи из Бежецка. Но нашлись неравнодушные люди, создали в соцсети сообщество в их поддержку и обратились в «Комсомолку». Редакция сразу отправила в уездный городок корреспондента, чтобы всё досконально выяснить.

Дорога загадочным образом чередовала участки отличного асфальта и чего-то, похожего на полосу препятствий. Никакой системы в этом не было. Редкие лесовозы швыряли из-под колёс грязный мартовский снег. В самом Бежецке асфальт получше. Дорогу обступают ветшающие, но грациозные исторические здания, часто деревянные.

Роман и Алина тоже живут в двухэтажном деревянном многоквартирном доме, но далеко не в центре. Дому ровно 101 год. Перед крыльцом свалены дрова: отопление печное. По крепкой крашеной лестнице мы с Алиной поднимаемся на второй этаж, проходим жутким темным коридором и заходим в квартиру. Дверь открывается в маленькую кухню. Слева белая печка, прямо - мойка. Справа вход в комнату, обычную, как тысячи других, с полочками, письменным столом и телевизором на стене. Но не всё тут обычно. У дальней стены на специальной больничной кровати лежит человек. Это Роман. Он поднимает руку в знак приветствия. Здороваемся. Коротко пересказывает он свою историю, видно, как тяжело даются ему эти воспоминания.

Сам родом из Житомира, в Тверской области живёт с 2001 года, но родину никогда не забывал, периодически ездил навестить мать и сестёр. Причина переезда проста - заработки. Ещё задолго до кризиса, на Украине работу было найти сложнее, чем в России. А здесь неплохой сезонный заработок на пилораме. Поскольку раньше отношения межу государствами были дружественными, Роман даже не задумывался об оформлении российского гражданства, хоть и женился и завёл детей. Сейчас у них с Алиной двое ребятишек: девочка трёх лет и восьмилетний мальчик. Все ютятся в однокомнатной квартирке с печным отоплением. Сейчас семья на грани выживания.

Вот на этом стадионе всё и произошло.

Вот на этом стадионе всё и произошло.

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

Арифметика нищеты

- После этого несчастного случая мне пришлось уволиться, чтобы ухаживать за Ромой, - рассказывает Алина. - Деньги быстро закончились, мы продали машину, влезли в долги. Хорошо нам добрые люди подсказали, что можно в соцзащиту написать заявление на пособие. Теперь вот получаем 4000 рублей в месяц пособия, да 422 рубля «детских». Это все наши доходы. Конечно, друзья помогают, иногда покупают продукты и лекарства, но это не жизнь.

По российскому законодательству работник, получивший травму на производстве, имеет право как на единовременную компенсацию, так и на регулярные выплаты, а также на бесплатные процедуры по реабилитации. Но это в том случае, если он был официально трудоустроен и был бы гражданином России. Роман работал неофициально. Более того, никакого «производства» не было, была разовая шабашка, договор с работодателем заключили на словах.

- Мы решили расчистить местный, почти заброшенный стадион, чтобы было где заниматься спортом, - рассказал «Комсомолке» местный предприниматель Гурам Хурцилава. - Объединились несколько человек, скинулись деньгами, наняли трактор, чтобы деревья вывозить. Я сам бензопилой там немало поработал. Говорят, мол, это был подряд от администрации, но это не так, в свободное время на личные деньги всё делали. Через пару дней после начала работы приходит Роман и говорит, что хочет подработать, пока денёк свободный выдался. Сказал, что лес раньше уже валил. Даже о конкретной сумме ещё не договорились. И вот в первый день такое случилось.

Чтобы проверить, был ли подряд на расчистку стадиона, мы отправились в местную администрацию.

- Инициатива облагородить стадион действительно исходила от местных жителей, муниципалитет не потратил на это ни единого рубля, - сообщил глава администрации Бежецкого района Владимир Бакштом. - Но поскольку объект общественный, сначала конечно была процедура согласования. Общественники предоставили план - какие деревья планируют спилить, и где хотят поставить турники. Идея хорошая, мы согласовали. Редкость, конечно, чтобы инициативные граждане что-то сами делали, а не только требовали, но это тенденция, люди хотят участвовать в благоустройстве.

Несмотря на то что расчистка стадиона была общественным проектом, в котором многие участвовали добровольно, а с Романом не был заключен официальный трудовой договор, рабочего не бросили. Инициаторы работ Гурам Хурцилава и Александр Рукин помогали деньгами, купили специальную медицинскую кровать вместо дивана, на котором лежал обездвиженный Роман, привезли дров. Однако на полное содержание брать семью отказываются. Что могли, говорят, сделали.

Чтобы жить в таком доме, нужны мужские руки.

Чтобы жить в таком доме, нужны мужские руки.

Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ

В надежде на гражданство

Поскольку Роман гражданин другой страны, ему не положено никаких социальных выплат.

- Сейчас мы выплачиваем Алине пособие по нуждаемости, чтобы Роман смог получать пенсию по инвалидности ему нужно оформить российское гражданство, - рассказала начальник территориального отдела социальной защиты населения Бежецкого района Светлана Житова. - Тогда семья получит также возможность льготной оплаты коммунальных услуг, а сам Роман сможет участвовать в программах по реабилитации. Пока нет гражданства, мы не можем предложить большего, чем пособие в 4000 рублей, оставаясь в рамках законодательства.

Кстати, в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Тверской области говорят, что шансы на получение Романом Лукьянчуком гражданства России высокие.

КОММЕНТАРИЙ ТФОМСФ

Заместитель управляющего территориального фонда обязательного медицинского страхования Тверской области Дина Максименкова

- Все работники, заключившие трудовой договор при поступлении на работу, автоматически становятся застрахованными от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Для этого работодатели отчисляют взносы в фонд социального страхования. При согласии на работу без оформления трудовых отношений данное право у них отсутствует.

К сожалению, в случае с Романом трудовые отношения не были оформлены и оснований для получения обеспечения по линии фонда социального страхования не имеется. Сообщение о данном несчастном случае также не поступало в региональное отделение фонда. Для установления факта трудовых отношений следует обратиться в суд.

Законом не установлены сроки давности на расследование несчастных случаев на производстве.

По данным Тверского регионального отделения фонда социального страхования РФ в 2017 году на территории Тверской области произошло 299 случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, из них 222 случая признаны страховыми: 165 - легкие, 38 - тяжелые, 13 - со смертельным исходом, а также 6 случаев профессиональных заболеваний. По 77 случаям проводится экспертиза: 55 - легкие, 13 - тяжелые, 9 - смертельные.