Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Дом. Семья17 декабря 2017 8:35

Дневник трижды мамы: "Дети едят стручковую фасоль, думая, что это зеленые макароны. А макароны - это святое"

Продолжаем публиковать записки Анастасии Аксяновой. Часть восемнадцатая, о "выученной беспомощности" и фокусе, с помощью которого малышам можно скормить все что угодно [фото, видео]
Аксяновы-младшие перед обедом

Аксяновы-младшие перед обедом

Фото: Анастасия АКСЯНОВА

Читать Часть семнадцатую, Часть шестнадцатую, Часть пятнадцатую, Часть четырнадцатую, Тринадцатую часть, Двенадцатую часть, Одиннадцатую часть, Десятую часть, Девятую часть, Восьмую часть, Седьмую часть, Шестую часть, Пятую часть, Четвертую часть, Третью часть, Вторую часть, Первую часть и Вступление

***

Оладьи - мое спасение. Буквально что угодно можно размолоть до состояния невнятной жижи, чтобы потом испечь. Особенно это актуально для тех мамаш, чьи дети необоснованно разборчивы в еде. Как Ванадий, например. Которому вкус может и окей, но вот консистенция - уберите это немедленно. Потомок башкирских аристократов, е-мое. Никогда не угадаешь, что мальчику сегодня приспичило: волокнистое или упругое. Соленое или сладковатое. Вчера пюре шло на ура. Сегодня им же перемазаны стены. Никаких гарантий. Весь мальчик внезапный, противоречивый весь. И вот тут я беру в руки [маракасы и начинаю танцевать румбу] (зачеркнуто - ред.) ...для начала - себя. Потом все, что не зашло на обед: гречку, картошку, курицу. Запихиваю все в блендер, добавив яйца и чутка муки. Вуаля! Ванятка это ест!

Остальные тоже не против. Так, однажды, я скормила детям месячный запас мясного пюре, которым плевались все трое дальше, чем видели. Ну а что? Протеиновые блины. ЗОЖ.

***

Каждый раз замираю сердцем, отправляя Харизмыча с Ритуном подмышкой к кардиологу. Жду всегда новостей про то, что дефект стал еще незначительнее на фоне целой девочки. Вот и в этот раз. Сижу, воображаю, как зайдут домой, и папа уверенно заявит: "У нас все хорошо!". Слышу, повернулся ключ в двери. Бегу навстречу с криками "Ну, что?! Ну, что?!". "А ничего, - отвечает растерянные отец семейства. - Не далась она. Не знали, что и делать: то ли санитаров звать, то ли экзорциста. Не то что УЗИ, послушать ее не смогли". “Вот это здоровье у девочки!” - подумала я, но вслух для приличия пришлось сокрушаться.

Маргарита надела всё лучшее сразу

Маргарита надела всё лучшее сразу

Фото: Анастасия АКСЯНОВА

***

В пару к предыдущему эпизоду. Папка наш изволил заболеть. Голос из чрева Харизмыча раздается страшный, потусторонний, сопровождаемый хрипами и бульканьем. Второй раз за сутки поминаем экзорциста. Орошаем все вокруг раствором морской соли. "Все вокруг" орет и пытается кусаться. Я надела костюм Бэтмена: бегаю по магазинам, убираю, готовлю (запеканка детям, шашлык из куриной грудки - родителям), строго слежу, чтобы больной соблюдал режим приема лекарств и упреков. Неизвестно, что из указанного эффективнее стимулирует к выздоровлению и побЕгу на работу.

Федор: шёл-шёл и что-то приуснул

Федор: шёл-шёл и что-то приуснул

Фото: Анастасия АКСЯНОВА

***

Кажется, я поняла, почему дети едят стручковую фасоль. Они думают, что это зеленые макароны. А макароны - это святое.

***

"Выученная беспомощность" - я наблюдаю этот феномен на собственных детях, параллельно тестируя большое количество всевозможных блокираторов для мебели и способов обезопасить окружающее пространство. Каждая новая модификация блокиратора заставляет детей оставить попытки преодолеть препятствие на несколько месяцев. Суть в том, что они предпринимают несколько попыток и забывают об объекте штурма на некоторое время. Которое требуется для того, чтобы:

1) изменились их собственные интеллектуальные и физические возможности; 2) изменились обстоятельства, которые от них не зависят.

Под первым пунктом я подразумеваю рост, совершенствование моторики и интеллекта, связанных с нормальным развитием человека. Под вторым - всевозможные события, на которые ребенок не может повлиять. В нашем случае родители не купили вовремя новые, более сложные блокираторы; не прикрутили стул к стене; не укрепили воротца, отделяющие кухню от безопасного пространства и так далее. В общем, не спрогнозировали и не учли новые переменные.

Детям не мешает простой в несколько месяцев и бесконечное количество неудавшихся попыток! Вот только ты успокоился и пришел к выводу, что малышня потеряла интерес к чему-то, как через месяц банда предпринимает сто двадцать шестую попытку и она - ТА-ДАМ! - удается! А дальше поединок входит в новую фазу "кто кого перемудрит".

Нам - взрослым - этого часто не хватает. Нам требуется значительно меньше попыток и одного, общепринятого "нельзя", чтобы оставить дело, приклеив на него ярлык "артель "напрасный труд”. Реально, мы слишком зависимы от чужого опыта, чужих представлений о том, что "невозможно". Очень быстро мы, как те блохи из эксперимента, перестаем прыгать вверх, будучи убеждены, что там - непременно крышка и наш предел. Не учитывая ни свою эволюцию, ни возможность того, что изменились внешние неподвластные нам обстоятельства.

Мы очень сильно портим себе этим жизнь.

И эта потрясающая детская особенность переключаться! Не получается сейчас - окей! Я сменю вид деятельности на более приятную и результативную ДО того, как у меня не останется ни физических сил, ни веры в себя. Но я еще вернусь к этому при случае.

А бывает и так, что мы просто не готовы принять результаты своих усилий. Открыл ребенок вожделенный ящик, вытащил из него все содержимое, раскидал без всякой цели и смысла, накрошил сверху сухарик, размазал кусок банана. Спровоцировал родительскую досаду и усовершенствование запора. Вывод: всему свое время.

Федор опять уснул в нетривиальном месте

Федор опять уснул в нетривиальном месте

Фото: Анастасия АКСЯНОВА

Продолжение следует.

Читать Часть семнадцатую, Часть шестнадцатую, Часть пятнадцатую, Часть четырнадцатую, Тринадцатую часть, Двенадцатую часть, Одиннадцатую часть, Десятую часть, Девятую часть, Восьмую часть, Седьмую часть, Шестую часть, Пятую часть, Четвертую часть, Третью часть, Вторую часть, Первую часть и Вступление