Проезд по 25 рублей. Пассажиров меньше не становится.
Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ
Вначале недели многие маршрутчики Твери повысили плату за проезд на три рубля. Теперь приходится отдавать 25 рублей, чтобы прокатиться в не всегда комфортном и безопасном транспорте. Предприниматели объясняют это повышение просто: топливо и запчасти дорожают, значит, и проезд станет дороже. За две недели до часа «икс» в маршрутках появились соответствующие объявления. Конечно, горожане негодовали, но смирились.
Мы связались с Региональной энергетической комиссией, налоговой инспекцией и городской администрацией и задали наивные вопросы, которые волнуют большинство тверичан.
- Как часто маршрутчики могут повышать плату за проезд?
- Так часто, как им вздумается, ведь федеральное законодательство им это не запрещает. Местные власти могут диктовать условия только перевозчикам, которых субсидируют из бюджета, а таковых в городе нет.
- На какую сумму маршрутчики могут повышать плату?
- Тут тоже никаких ограничений. Захотят, так и 30 рублей сделают. Однако, как и в первом пункте, особенно зверствовать они не могут по той причине, что муниципальный общественный транспорт в последние годы постепенно становится конкурентоспособным. Чтобы горожане в массовом порядке не пересели на автобусы и троллейбусы, частные перевозчики поднимают цены по чуть-чуть, давая народу привыкнуть.
- Как обязаны перевозчики уведомлять о повышении цен?
- Достаточно повесить объявление в маршрутках. Закон обязывает их заблаговременно сообщать об изменении цены, но точные сроки не прописаны. В договорах, которые тверские маршрутчики заключают с администрацией города, оговорен десятидневный срок. Впрочем, перевозчики отлично понимают, что сообщать о подорожании в последний момент - себе дороже.
Маршрутки подходят каждые пять минут
Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ
- Выше цена билета - больше налогов в бюджет?
- Сомнительно. Почти все частные перевозчики платят налоги по двум основным схемам, которые экономисты коротко называют «вменёнка» и «упрощёнка».
«Вменёнка» - фиксированная ставка с числа посадочных мест. Стоимость проезда не влияет на то, сколько предприниматель отдаст государству. Поэтому перевозчики на «вменёнке» - первые, кто выигрывает от повышения тарифа.
«Упрощёнка» - одна из форм налоговой отчётности, когда налоги платятся с дохода, но тут встаёт вопрос о контроле. Не секрет, что маршрутчики стремятся занизить свои доходы в официальных документах. Кстати, требуйте в маршрутках проездной билет: его обязаны предоставить, тогда сложнее будет скрыть доходы.
- Могут ли высадить из маршрутки за отказ оплатить проезд?
- Могут. Это право водителя. Причём неважно, не заплатили вы совсем или не хватает всего одного рубля. Тут нет скидок для детей и пенсионеров - чистый бизнес, без человеческих чувств. Правда, водитель не имеет права применять физическую силу, и, если он распускает руки, можно вызывать полицию.
Также водитель имеет право высаживать пьяных и агрессивных пассажиров.
Резкий старт на жёлтый свет.
Фото: Игорь ДОКУЧАЕВ