Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика10 октября 2017 11:30

Украинские модели в образе онкобольных устроили гламурную съемку

Допустимо ли смешивать идею борьбы с раком с откровенной фотосессией?
Приходится констатировать: эти фото сделаны совсем не для того, чтобы поддержать больных, как декларируют режиссеры «благотворительной сессии»

Приходится констатировать: эти фото сделаны совсем не для того, чтобы поддержать больных, как декларируют режиссеры «благотворительной сессии»

После выхода в эфир популярного шоу «Топ-модель по-украински» («Новый канал») произошел скандал. Фотомоделям поставили задачу «перевоплотиться в онкобольных» и сделать «гламурную сессию».

Цель заявлялась внешне благородная. Как сформулировали ее авторы программы, они стремились показать, что «рак - не приговор».

Но фотографии получились, как показалось многим, безвкусными. Впрочем, общественность возмутилась не только из-за этого, но и из-за откровенно-неуместного эротизма некоторых снимков.

Приходится констатировать: эти фото сделаны совсем не для того, чтобы поддержать больных, как декларируют режиссеры «благотворительной сессии». Скорее, снимки исполнены для «хайпа» , то есть - для ажиотажа, рейтингов, скандала. А каким образом «завести» аудиторию проще всего? Бросить ей визуальный сигнал-раздражитель. А самыми сильными раздражителями для человека во все времена являлись секс и смерть. Соединишь эти темы - и получишь нужный эффект. Все прилетят как пчелы на мед.

Это поняли столетия назад - вспомните «Декамерон», изящно соединивший тему чумы и эротизм. Джованни Боккаччо тогда тоже "поймал известность" за хвост. Но, в отличие от украинских певцов «секса и смерти», итальянец был талантлив. Он проявил тонкость там, где его «последователи» оказались вульгарны.

Конечно, художникам дозволено — не везде и не всегда - движение по грани этики и морали. Но неужели можно называть авторов шоу «Топ-модель по-украински» художниками? Разве их прямолинейный взгляд на смертельную болезнь - это талантливое осмысление страхов общества (как в «Декамероне»)? Где тут утешительная сила искусства?

И взгляд, брошенный походя на эти снимки, создает не ощущение «прекрасного в ужасном», а, скорее, эффект стоп-кадра из низкопробного фильма для взрослых.

Украинская общественность, похоже, почувствовала, что вкус авторам сессии изменил. Во всяком случае, если судить по комментариям в соцсетях и группах шоу. «Съездите в Охмадит (онкодиспансер). Посмотрите на тех, кто действительно болен, - советуют авторам пользователи соцсетей, - То, что сделали вы, выглядит как издевательство!». Другие посоветовали режиссерам снять следующий выпуск на кладбище. А одна девушка лаконично написала: «Идиоты».

Очевидно, что поделка была изготовлена исключительно для рейтингов на «табу». То есть - на запретной теме. Ближайший аналог - приснопамятные танцы в храме, уже в нашей стране. Панк-девушки тоже, кажется, подняли «закрытую» тему (антиклерикализм), но в отличие от Пушкина («Монах») обыграли ее похабно, дешево и нагло.

«Топ-модель...» выходит на украинском «Новом канале» - первом по популярности среди аудитории 14-25 лет и общенациональном. Допустима ли подобная вольность для вещателей этой аудитории? Как поймут выпуск 17-летние девушки и парни? Скорее всего - он станет еще одним ударом направленным на обесценивание жизни, смерти, любви. Общество, в котором ни смерть ни жизнь не имеют ценности - это общество бессистемное, разнонаправленное, безумное. Делают ли телевизионные демиурги это нарочно?

Скорее всего, они это делают потому, что сами выросли на подобном. Когда вы в следующий раз задумаетесь о том, что произошло на Украине - вспомните умирающую от рака лысую девушку в сексуальном белье и с игривой улыбкой. И задумайтесь, на что, кроме таких выпусков, способно это не по-ремарковски «потерянное поколение»

Так почему выходка непрофессиональных, охочих до славы телевизионщиков Украины вообще заслуживает внимания, тем более здесь, в России? Зачем мы множим им их популярность на грязных играх «рак-эротика»? Во-первых, потому, что мир, как выразился канадский философ Маршалл Маклюэн, давно превратился в «глобальную деревню», и любая информация в нем - особенно вот такая - распространяется как вирус. Так что - как ни крути - это и наше дело тоже. Ну, а во-вторых, потому что эта история отлично иллюстрирует отношения украинских медиа с критериями дозволенного. Их нет.

Если дело, конечно, не касается «большой политики».