Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды9 октября 2017 9:10

Премьера фильма «Салют-7»: Укрощение огня

В прокат выходит премьера нового космического блокбастера «Салют-7»
На экраны выходит еще один космический блокбастер, снятый по мотивам реальных событий

На экраны выходит еще один космический блокбастер, снятый по мотивам реальных событий

Фото: кадр из фильма

Российский кинематограф на новом технологическом витке продолжает осваивать тему космоса: после сделанного по лекалам советского кино «Времени первых» на экраны выходит еще один космический блокбастер, снятый по мотивам реальных событий. Хотя действие «Салюта-7» и происходит в 1985 году, авторы тонко обошли стереотипы советского кино, взяв для себя в качестве «образца» великолепную «Гравитацию» Альфонсо Куарона. Впрочем, сравнивать эти два фильма можно лишь по техническому уровню воплощения космоса на экране. Он в «Салюте-7» для отечественного кино вполне себе беспрецедентен. Настолько, что об этом качестве быстро забываешь (если бы было плохо - не забыли бы).

Первая половина «Салюта-7» - по жанру производственная драма (приключенческая «Гравитация» совсем не была). Нам рассказывают о проблемах космической станции «Салют-7», которые, поскольку станция при всем почтении все-таки вещь неодушевленная, не сильно колышат зрителя. Даже патриотически настроенного: падение станции посрамит СССР в глазах вечного соперника, США. Несуществующую (ныне) страну, пусть и пытающуюся возродиться, посрамить не очень возможно.

Но вот на станцию с целью ее спасения отправляют симпатичных, непростых, со своими проблемами (к счастью, без особых подробностей обрисованных) парней-космонавтов (прообразами героев Владимира Вдовиченкова и Павла Деревянко послужили Герои Советского Союза Владимир Джанибеков и Виктор Савиных). Так обязательный и чуть затянутый пролог, необходимый для закладки в сознание зрителя всех важных вводных, почти незаметно перетекает в неожиданно захватывающую человеческую историю. Когда выясняется, что проблемы станции таковы, что герои имеют все шансы не вернуться назад на Землю - точнее, кислорода осталось столько, что вернуться может только один из них (что еще драматичнее), мы уже сидим на краешке кресла. Несмотря на то, что примерно знаем, что все закончится хорошо, ведь Джанибеков и Савиных благополучно приземлились. Основная драма и основные страсти, как обычно, разворачиваются на земле, а не в космосе, хотя на станции даже случается пожар, - и здесь отлично солирует Александр Самойленко в роли безымянного руководителя полета, дважды Героя Советского Союза, берущего на себя ответственность не только перед представленными в ассортименте суровыми государственными мужами, но, что важнее, перед космонавтами и их семьями.

Более всякой компьютерной графики в фильме режиссера Клима Шипенко, сценаристов Меркуловой и Чупова и целой гвардии лучших российских продюсеров впечатляет то, что в центре этой техничной космической саги - все-таки человек. В российских блокбастерах, в отличие от американских, авторов (отражающих национальный менталитет) крайне редко беспокоят жизнь и судьба одного человека. Это у них - «Спасти рядового Райана» и сотни других фильмов вплоть до недавнего «Марсианина», в котором все НАСА стоит на ушах, чтобы вернуть на Землю одного астронавта. Наших художников больше волнуют полки, эшелоны, в крайнем случае - роты. Несмотря на название, «Салют-7» посвящен отнюдь не спасению космической станции. Ведь по словам одного из героев она представляет собой всего лишь «груду железа».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как на самом деле спасали «Салют-7»

Скрученными от холода руками космонавты скалывают лед с иллюминаторов. Кувалдой бьют по датчику во время выхода в открытый космос. Чуть не сгорают в пламени внезапного пожара. Рыдают на плече друг у друга, когда поступает команда бросить одного из членов экипажа на борту станции… В общем, драматизма в фильме хватает. Разве что в ушанках по «Салюту-7» не летают, как «космонавт Лев Андропов» в американском блокбастере «Армагеддон» (впрочем, вязанные шапочки присутствуют) (подробности)