Фёкла Толстая (праправнучка Льва Толстого) - российская журналистка, радио- и телеведущая, режиссёр, куратор гугл-проектов
Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН
18 сентября Тверь стала центром обсуждения реалий и будущего музеев по всей стране. Ведь именно здесь при поддержке Союза музеев России и Международного совета музеев (ICOM) вплоть до 22 сентября проходит АДИТ - XXI ежегодная конференция Некоммерческого партнёрства «Автоматизации деятельности музеев и информационные технологии».
Тема кочующей по стране конференции (она проходит в формате путешествия по разным городам России) в этом году звучит прямо-таки судьбоносно: «Музей в эпоху цифровой трансформации». Словно вынося вердикт, быть или не быть музеям в будущем.
Как бывший музейщик (хотя нас, как вэдэвэшников, бывших не бывает), спешно хватаю фотоаппарат и - в Тверскую областную картинную галерею, на базе которой и проходит мероприятие. А вдруг именно я стану свидетелем того самого судьбоносного решения!
До начала работы секции - пять минут. Замечаю российскую журналистку, радио- и телеведущую, режиссёра, куратора гугл-проектов Фёклу Толстую.
- Можно пару слов? - выпаливаю в воздух и восхищаюсь собственной наглостью. Праправнучка Льва Николаевича Толстого уже удобно устроилась на стуле, настроилась на работу - и тут я...
- Ну, если только ненадолго, а то я интервью не хотела и не планировала давать, - подумав пару секунд, соглашается Фёкла Никитична.
- Вы известный куратор гугл-проектов, когда всей страной читали Толстого, Чехова, потом Булгакова. Нет ли в планах проекта совместно с музеями?
- Пока нет. Мы сделали «Войну и мир» в конце 2015 года. Четверо суток читали роман по всей стране, кстати, в основном партнерами выступали музеи, но сегодня просто нет понимания, куда можно двигаться дальше в этом направлении. Когда мы прочли «Войну и мир» на 1500 человек... Что еще нам надо? Куда идти? Выхолащивать формат не хочется. Да, можно Библию читать на разных языках, но я пока не планировала.
Фекла Никитична - известный куратор гугл-проектов, когда всей страной читали Толстого, Чехова, Булгакова
Фото: Евгения ГУСЕВА
- Почему в музей сегодня идут с меньшим желанием, чем на тот же мастер-класс, но в соседнее кафе с модным трендом. В чем ошибка музеев?
- Именно на эту тему мы дискутировали всю первую половину дня и высказано было много разных, противоположных мнений. Музею волей-неволей приходится следить за тем, что происходит за окном, чем сейчас интересуются люди, за техническим прогрессом. АДИТ - конференция людей, которые применяют информационные технологии, компьютеры и интернет в музее. Но разговор идет шире, чем использование в музее гаджетов. Мне кажется, что музею придется, и никуда от этого не деться, стать более модным местом. И найти правильный баланс между тем, что он работает с ценностями, и тем, что выплеснула на поверхность какая-то пена сиюминутного интереса. Как при этом не удариться с «попсятину», как сегодня сказал профессор высшей школы экономики, это сложная задача, но выполнимая.
Уметь стать модными - это использовать все те инструменты, которые сейчас привлекают молодых людей, представлять себя в Инстаграм, в Твиттере или иметь мобильное приложение. Делать выставку любопытно для самой широкой аудитории, но при этом как не навлечь на себя проклятие людей более старшего поколения и в чем-то остаться консервативными. Да, это трудная, но, с другой стороны, очень интересная задача.
Я люблю АДИТ, потому что здесь присутствуют совершенно разные люди из самых разных институций и самых маленьких музеев, региональных, крупнейших столичных. И это не мастер-класс, не большие учат маленьких. Каждый присутствующий здесь индивидуален, поэтому, Господь с вами, о каких ошибках в музее тут можно говорить?
- Выживут ли региональные музеи в современных реалиях?
- Я была в Тотьме, небольшом городе с небольшим населением. Там музей волей-неволей должен идти навстречу этой аудитории. Большие музеи, как правило, ориентированы на туристов. В малых туристическая проходимость меньше, а значит, необходима ориентация на местную публику.
И этот подход прекрасен и приносит свои плоды - когда ты работаешь не для того, чтобы работать, а чтобы было интересно людям, которые приходят. Я работаю в федеральном московском музее, и мы беспокоимся о посетителях гораздо меньше. Поэтому нам здесь можно учиться.
В этом году Тверь стала центром обсуждения реалий и будущего музеев по всей стране. Фото: Борис МИХАЙЛОВ
- А могли бы музеи проводить такие открытые интернет-проекты, по аналогии с вашими, но отталкиваясь от предмета, его истории, экспозиции?
- Конечно, нужна только идея, которая подходила бы под материал. Масштаб романа Толстого соответствовал масштабу акции, масштабу страны. Надо танцевать от материала и понимать, что ты хочешь. Что важно в этих историях? Это абсолютное открытие и абсолютно бесплатные технологии: в Ютюб может выйти каждый человек, выйти в прямой эфир может каждый человек, написать пост, который посмотрят миллион человек, тоже может каждый. Все в твоих руках. Об этом мы и говорим в этом году: как делать интересные истории, сейчас модное слово «storytelling». Ведь у музеев большое преимущество. Заметьте, все сейчас двигается от вербального к визуальному. Все хотят всё смотреть. В этом смысле музей может этим воспользоваться и выиграть.
- Наверное, фильм «Ночь в музее», где все экспонаты двигаются и оживают, в том числе и динозавры, немного все подпортил. Показал, о чем мечтал бы современный посетитель?
- Этот фильм уже давно забыли. Динозавры сегодня двигаются во многих музеях мира: в Китае, Лондоне... Это уже неинтересно. Интересно сейчас не техническое изобретение как таковое, а свежие идеи. А свежие идеи не обязательно связаны с высокими технологиями. Главное - найти волну, на которой твоя информация будет воспринята с той стороны, то есть посетителем.
- Какие новые идеи для вас прозвучали на конференции в Твери?
- Не так много, как хотелось бы. Но это рабочая конференция, многие делятся своим опытом, чаще рассказывая об ошибках и проблемах, чтобы их не повторять. Сейчас из похвальбы достижениями мы заняты поиском новых решений проблем, вопросов, которые всех волнуют. И формат конференции изменился. Если раньше были только доклады, то сейчас это дискуссии и батлы в основном.
- Что вы пожелали бы музеям, в первую очередь региональным?
- Чтобы у сотрудников осталось живое отношение к тому, что они делают. В музее очень не хватает - не скажу, что юмора, но немножечко веселья, легкости. Мы ко всему относимся с огромной серьезностью, а если мы внесем немного легкости, от этого значение даже самой серьезной работы ничуть не умалится.
Дискуссия о роли музея в обществе получилась эмоциональной. Фото: Борис МИХАЙЛОВ
Вела дискуссию Фёкла Толстая (слева) и высказано было много разных противоположных мнений. Фото: Борис МИХАЙЛОВ
АДИТ - конференция людей, которые применяют информационные технологии и компьютеры, и интернет в музее
Фото: Ирина ТАРАСОВА