Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды15 сентября 2017 5:23

Евгений Стычкин: Нет у нас никакого кризиса режиссерской школы, если режиссеров не сажать...

Популярный актер сыграет Россини в новом проекте Юрия Башмета
Евгений Стычкин приоткрыл нам секреты оригинальной постановки. Фото: Алексей Молчановский

Евгений Стычкин приоткрыл нам секреты оригинальной постановки. Фото: Алексей Молчановский

Юрию Башмету полюбился жанр музыкально-драматических спектаклей. Уже не впервые маэстро (с большим удовольствием) представляет зрителю сценические эксперименты: смесь оперы, драматического спектакля, классической музыки и чего-то ещё. Например, кулинарии. В пятницу на сцене Филармонии-2 премьера нового проекта по мотивам оперы Джоакомо Россини "Севильский цирюльник". В фантазии "Fortunatissimo или безнадежно счастливый человек", конечно, будут и знаменитые арии в исполнении молодых оперных певцов, и знаменитая музыка Россини в исполнении "Солистов Москвы", Башмет, пронзающий дирижерской палочкой быка, и актер Евгений Стычкин, приоткрывший нам секреты оригинальной постановки.

Юрию Башмету полюбился жанр музыкально-драматических спектаклей. Фото: Алексей Молчановский

Юрию Башмету полюбился жанр музыкально-драматических спектаклей. Фото: Алексей Молчановский

- Евгений, вы нас недавно в "Гоголе" поразили. Вы там и скачете, и шпагой машете. А теперь, в Интернете пишут - в новом спектакле поете оперу и одновременно готовите еду...

- Нет, все-таки не пою. Новая работа - не опера, это музыкально-драматический спектакль, микс, смешение жанров. Я стою на одной сцене с шестью замечательными певцами оркестром и с самим Юрием Башметом. Уже достаточное хамство, куда мне еще и петь...

- Но готовите?

- Смотрите, у меня роль художника. В первую очередь - Россини. А дело в том, что Россини в один момент перестал сочинять музыку. Но в этот период он открыл для себя искусство кулинарии... и даже сравнивал эти два направления. Его рецепты невероятной славой пользовались... вот мы один такой взяли. Не фуагра и трюфеля, а самый простой - пасту.

- Я помню, в Геликон-опере так ставили кофейную кантату - и во время исполнения готовили для слушателей кофе. У вас тоже все по-настоящему?

- Абсолютно! На сцене будет особая машина, которая приготовит вино, а пасту мне предстоит готовить самому. Нужно резать конкретные помидоры, шинковать конкретную зелень, налить масло, не пересолить, следить чтобы не подгорело. При этом Россини готовит под музыку Бодрова. Так что все очень ответственно. Не могу позволить себе сделать лабуду, иначе скажут, что Стычкин отравил, и Россини не помог.

В пятницу на сцене Филармонии-2 премьера нового проекта по мотивам оперы Джоакомо Россини «Севильский цирюльник». Фото: Алексей Молчановский

В пятницу на сцене Филармонии-2 премьера нового проекта по мотивам оперы Джоакомо Россини «Севильский цирюльник». Фото: Алексей Молчановский

- Сложно ли переключаться от образа композитора - к будничной готовке пищи?

- Да я и не переключаюсь. У нас идея в том, что композитор относится к процессу приготовления еды как к музыке. На примере Россини мы думаем о том, как режиссер ставит спектакль, каков путь творческой личности вообще и насколько сложно приспособить свою "жизнь в искусстве" к быту.

- Почему у Россини не совсем все получилось?

- Мне кажется, случилось то, с чем столкнулся Чарли Чаплин, когда появилось звуковое кино. Не сумел идти в ногу со временем, хотя художник обязан уметь это делать. Не обязательно со временем заигрывать, но понимать исторический контекст - обязательно. Некоторые считают, будто Россини из исторического контекста вывалился и не смог перестроиться.

- Тяжело идти в ногу со временем?

- Это зависит от разного. Я, к примеру, коренной москвич, и все пертрубации, происходящие с городом, воспринимаю с огромным трудом. Прекрасно сказал мой друг Григорий Перель: "Идешь, под ногами гранитные мостовые, дальше стекло, вывески на иностранных языках, а поднимаешь голову - и где-то наверху осталась форточка с сеткой, из твоего детства. Кажется, из-под твоего города вырастает новый, а твой - там, где рукой уже не дотянуться...". Все это, наверное, неизбежно, но не могу понять, хорошо это или плохо. Это меня ужасно раздражает.

Евгений Стычкин сыграл Россини в новом проекте Юрия Башмета. Фото: Алексей Молчановский

Евгений Стычкин сыграл Россини в новом проекте Юрия Башмета. Фото: Алексей Молчановский

- Вы играете роль режиссера. Это ведь интересно в связи с привязкой к сегодняшнему дню. Скажем, Михалков постоянно говорит о кризисе режиссерской школы.

- У нас нет недостатка в хороших режиссерах, но если их сажать в тюрьмы - кризис, конечно, будет! Проблема наша - в отсутствии понимания огромного количества вопросов истории. Мы не осознаем, через что прошла страна за последние 100 лет. Когда нет этического и исторического фундамента - очень трудно на одном языке в театре и в кино разговаривать. Если ты хочешь про что-то шутить - должен держать в голове не только свою позицию, но и отношение того, кто будет это слушать. Позиций - куча, и ты часто бьешь в молоко.

- На днях книжная ярмарка завершилась. Там говорили о том, что писатели чересчур много внимания уделяют как раз-таки событиям прошлого века. Критик Валентин Курбатов даже призвал прекратить "носталингизировать". Вы как актер на ту же мельницу воду льете.

- В последнее время это мысль, с которой я живу. Я снимался в "Хождении по муками", играл батьку Махно, в сериале "Троцкий" Ленина сыграл... Мы пока не можем идти вперед, потому что так и не определились, что произошло тогда, в прошлом. Потому прошлое до сих пор нам аукается. Немцам бог знает какими силами удалось расстаться с фашизмом, извинившись, приняв себя, и продолжить движение. Мы этого пока не сделали. И это - наша самая трудная и важная задача.

- Евгений, спектакль, в котором вам предстоит играть в пятницу, называется "Безнадежно счастливый человек". Насколько это сочетание про вас?

- Я полон надежд. Хотя, если считать,что все мы носим маски, то любой человек, и я в том числе, такой счастливый уверенный в будущем и хохочущий - должен либо носить маску, либо быть идиотом. Тешу себя надеждой, что я не идиот.

Помните, как у Пушкина:

Кто жил и мыслил, тот не может в душе не презирать людей,

кто чувствовал, того тревожит призрак невозвратимых дней...

Это про меня.