Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика8 сентября 2017 18:10

Мурад Керимов: мечтаем, чтобы наши сограждане стали экотуристами!

Заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Мурад Керимов на Восточном экономическом форуме рассказал нам о Годе экологии и о там, как Минприроды намерено привлекать россиян и зарубежных гостей в наши заповедники и нацпарки
Источник:kp.ru
Мурад Керимов. Фото Артем Коротаев/ТАСС

Мурад Керимов. Фото Артем Коротаев/ТАСС

- Мурад Керимович, в рамках инвестиционной выставки «Добро пожаловать на Дальний Восток» на ВЭФ-2017 Минприроды России организовало экспозицию, которая пользовалась большой популярностью. Что там было, и какое отношение ВЭФ – мероприятие экономической тематики, имеет к Году экологии, деятельности министерства?

- На ВЭФ мы представили экспозицию «Год экологии в России». И действительно, она была одной из самых интересных. Мы постарались сделать её запоминающейся и содержательной: большая площадь – 300 кв. метров, мультимедийные инсталляции, сенсорные панели, много необычных интерактивных презентаций и экспонатов.

Как вы знаете, в России 2017 год объявлен Годом экологии и годом особо охраняемых природных территорий – сто лет назад был создан первый в нашей стране заповедник. На ВЭФ мы представили проекты по реализации принципов экологически устойчивого развития России. Применительно к Дальнему Востоку - мы рассказали об огромном природном потенциале этого красивого и сурового региона.

Ключевой темой экспозиции стал экологический туризм, его развитие на особо охраняемых природных территориях Дальнего Востока. На нашей выставке работал интерактивный музей – визит-центр заповедной системы региона. С помощью современных технологий, звуковых и сенсорных эффектов мы познакомили участников форума с дальневосточной природой. Среди экспонатов были, например, вулканическая лава, слепок следа амурского тигра, минералы и образцы почв и многое другое.Судя по реакции гостей, наш проект им понравился.

- То есть вы подготовили для гостей форума своего рода познавательную и развлекательную программу?

- Экспозиция была задумана не для развлечения. Минприроды России представило на ВЭФ приоритетный проект «Дикая природа России – сохранить и увидеть». Проект направлен на развитие экологического туризма и сохранение биоразнообразия, редких видов животных, он стартует уже в 2018 году.

Мы видим огромный потенциал дальневосточных особо охраняемых природных территорий для развития экологического, познавательного и экстремального туризма. Для этого нам необходимо привлечь инвестиции в эти территории, отстроить в партнёрстве с заинтересованным бизнесом качественную туристическую инфраструктуру, при этом сохраняя баланс между увеличением потока посетителей и охраной природы.

Более того, непосредственно в рамках экспозиции мы показали, что наши коллеги из заповедников Дальнего Востока идут в ногу со временем и стараются сделать посещение ООПТ проще. Каждому заповеднику была посвящена отдельная инсталляция, и гости выставки могли легко и быстро просмотреть о нем всю информацию и подать онлайн-заявку на визит. А те, кто не был на форуме, в любой момент могут сделать то же самое на сайтах ООПТ.

Так что красоту Дальнего Востока мы показываем с целью собрать предложения и начать работу по превращению этого региона в экотуристический кластер. Уже через несколько лет мы хотим создать здесь несколько центров притяжения для любителей дикой природы, где можно будет отдыхать безопасно и комфортно, и при этом не наносить вред окружающей среде своим пребыванием.

- Кстати, о балансе между туризмом и охраной природы в заповедниках. Вы вместе с Главой Минприроды России Сергеем Донским приняли участие в панельной сессии «Особо охраняемые природные территории — возможности для государства и бизнеса» в рамках ВЭФ. Что там обсуждалось и к каким выводам пришли участники?

- Эта дискуссия была посвящена вопросу, как нам развивать туризм на особо охраняемых природных территориях - назовем их сокращенно ООПТ. Как интегрировать в эти проекты бизнес, как сделать доступным и привлекательным отдых, чтобы наши сограждане захотели туда поехать.

В диалоге участвовали представители крупного и среднего бизнеса, руководители ООПТ, экологи-общественники, а также эксперты из Японии и Китая, чей опыт был особенно интересен. Сессия получилась живой, полезной, показала заинтересованность всех сторон.

Интересно, что в рамках дискуссии мы услышали почти полярные мнения. Кто-то высказывался в том духе, что в идеале наши ООПТ должны превратиться в аналог популярного американского Йеллоустонского национального парка, или исландской Долины гейзеров, из которой сделали туристический атракцион, - проложили дороги, построили хорошие отели, где есть вай-фай и СПА-услуги. Другие говорили, что этот опыт нельзя использовать, -вмешательство в природную среду должно быть минимальным и деликатным. Основная функция ООПТ – охранять природные комплексы и животных, многие из которых относятся к редким и исчезающим видам. На это в частности обращали внимание представители заповедников и нацпарков, не отказываясь от идеи развития экотуризма, они предлагали строить инфрастру на сопредельных с ООПТ территориях.

- К какой точке зрения склоняется Минприроды России?

- В первую очередь мы стоим на страже природы, в ходе дискуссии мы постарались подчеркнуть, что к каждой территории должен быть свой подход. Есть такие территории – скажем, Сочинский национальный парк или Воронежский заповедник, которые имеют хорошую транспортную доступность, находятся вблизи крупных населённых пунктов, и построить там объекты инфраструктуры несложно и вполне логично. А есть, скажем, Кроноцкий заповедник на Камчатке, или Плато Путорана в Красноярском крае. Из природоохранных и экономических соображений там нельзя строить крупные инфраструктурные объекты.

В любом случае, туристам должна быть доступна не вся заповедная территория, а лишь рекреационная зона, занимающая ее небольшую часть. Здесь можно сконцентрировать объекты, куда смогут приезжать люди, чтобы отдохнуть с минимальным комфортом. Но мы будем рассматривать, прежде всего, возможность вынести эти объекты на смежные земли, не входящие в состав ООПТ, тогда можно повысить уровень комфортности. Туристы должны получить возможность выбора: если их цель – жить в отеле с полным набором услуг и удобств, придётся поселиться за территорией заповедника; если же хочется быть непосредственно на территории, то удобств будет меньше, а ограничений больше, но зато и погружение в жизнь дикой природы полнее.

Подчеркну, развитие экологического туризма крайне полезно для системы особо охраняемых природных территорий. Наши коллеги из Кроноцкого и Лазовского заповедников верно высказались в рамках этой сессии: государственного финансирования не хватает, чтобы реализовать все имеющиеся у ООПТ планы по развитию, а зарплата государственных инспекторов ниже, чем, скажем, у их коллег в частных охотхозяйствах. Увеличение потоков туристов даст дополнительные финансовые средства, которые помогут ООПТ. Можно будет усилить штат инспекторов по охране территории, оснастить и обучить команды рейнджеров, а значит, повысить эффективность борьбы с браконьерством.

Есть еще один важный плюс. Экотуризм даст новые рабочие места для местных жителей, а чем больше рабочих мест, тем меньше у людей стимула браться за ружья и капканы, тем больше они мотивированы сохранять природу своего региона.

И ещё момент. Проекты по увеличению популяций редких видов животных, которые мы реализуем на заповедных территориях, достаточно дорогие. Возьмём программы реинтродукции дальневосточного леопарда и амурского тигра. Каждая подготовка к выпуску хищника в дикую природу и последующее наблюдение за ним – это огромный труд и немалые деньги. Сейчас эти программы частично финансируются государством, а частично – общественными экологическими организациями. А хотелось бы через несколько лет начать «зарабатывать» средства на эти цели на экологическом туризме.

- А упомянутый вами приоритетный проект «Дикая природа России: сохранить и увидеть» обсуждался на этой сессии?

- Безусловно. Дискуссия с приглашением руководителей крупных компаний была фактически посвящена обсуждению деятельности в рамках этого проекта. Мы рассчитываем на его востребованность в бизнес-кругах. Считаем, что сейчас необходимо повышать информированность предпринимателей о государственной стратегии по развитию экологического туризма, о потенциальной успешности, актуальности и нужности таких проектов. И на этой панельной сессии мы попытались заявить: да, это можно и нужно. И думаю, нам это удалось. Логистика, перевозки, туры, гостиницы, сувенирная продукция – лишь небольшая часть того, что может взять на себя бизнес. Мы показали, что работать и зарабатывать на сотрудничестве с заповедниками и национальными парками выгодно. Сейчас у нас семь пилотных территорий, где стартует проект, но их число может быть увеличено, если бизнес сочтет какую-то из других российских ООПТ привлекательной и решит срочно включиться в эту работу.

- Каким Вы видите будущее экотуризма в России?

- Не просто экотуризма, а именно туризма на особо охраняемых природных территориях. Министр Сергей Донской не раз заявлял позицию Минприроды России - мы мечтаем, чтобы наши соотечественники увлеклись путешествиями по заповедным местам России. В Год экологии это особенно актуально. Это впечатления на всю жизнь, которые вы не получите, лёжа на пляже или катаясь в экскурсионном автобусе по заезженным маршрутам. И это наша страна, которая еще не открыта многими нашими гражданами!