Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество31 июля 2017 22:00

Кто и зачем раздувает истерию против детских палаточных лагерей

В этом году гораздо меньше подростков смогли отдохнуть в летних палаточных лагерях. Разбираемся почему
Чтобы дети вот так в лесу разбили палатки, взрослые должны получить десятки согласований и разрешений.

Чтобы дети вот так в лесу разбили палатки, взрослые должны получить десятки согласований и разрешений.

Фото: Роман ИГНАТЬЕВ

Караул! Детей в лагере заставляли есть лягушек и лечили просроченными лекарствами.

Истерическая информация пришла на этот раз из Самарской области. По жалобам неких неназванных родителей сотрудники Средневолжского линейного ОВД на транспорте накрыли «банду преступников, мучивших подростков». Палаточный лагерь на острове Голодный (и название ведь подходящее!) закрыт. Дети спасены и возвращены в семьи.

С инструктором, 47-летним Андрем Жмакиным, разбираются правоохранительные органы. Выяснилось - у него нет ни педагогического, ни медицинского образования. И лагерь он организовал незаконный. К позорному столбу (как минимум!) такого инструктора. Дальше впору гневно обрушиться на Жмакина и повести разговор о том, что палаточные лагеря опасны для детей, их организуют все кому не лень. Дети травятся, травмируются и вообще - дома на диване со смартфоном в руке как бы лучше и спокойнее проводить каникулы. Но «Комсомолка» этого делать не стала. Мы связались с мамой двух подростков, которые отдыхали в лагере Голодный.

А ЕЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

- Так были дети голодными? - спросили мы Елену.

- Голодными? Они мне сказали: мама, мы ели и первое, и второе. Трехразовое питание плюс два перекуса. Обратно привезли две банки тушенки, гематоген, всякие вкусняшки. Представляете, чтобы голодные дети с собой обратно везли еду?

- Говорят, приплыли ребята на лодках на остров, несмотря на штормовое предупреждение и сильное волнение на Волге.

- Абсолютно спокойное было Жигулевское море. Рядом катер плыл. Лодки транспортная полиция проверяла. Все детки были в спасжилетах. Я знаю отношение Андрея к безопасности - мы сами не раз с ними были в походах. И все дети, которые поехали в лагерь, не первый раз ходят в походы. Они и сами опытные в таких делах!

- Тогда из-за чего сыр-бор?

- Лагерь попал под горячую руку. Мы даже не знаем, кто глупости про лягушек рассказывал. В полиции говорят, что сигнал был анонимный. А дети были счастливы - Андрей учил их туристическим навыкам. Как строить из подручных средств шалаши, как разводить огонь, как готовить на костре! И у каждого ребенка была собственная аптечка. У нас был примерный список препаратов, которые необходимы. Плюс каждый из родителей, зная своего ребенка, дополнял эту аптечку теми лекарствами, которые именно ему нужны.

И это только одна печальная история. А их множество. Причина понятна - после прошлогодней трагедии на Сямозере, когда в шторм погибли 14 школьников, местные власти решили перестраховаться. Проверки свалились на сотни палаточных лагерей. Одним из первых пострадал знаменитый детский лагерь «Золото Белого моря» - его гендиректора Дениса Орлова отправили в следственный изолятор. А на сам лагерь свалились десятки проверок. В этом году многие организаторы детских лагерей вообще решили не рисковать.

СПРАВКА «КП»

Ежегодно в России открывается около 45 тысяч летних детских лагерей. В том числе и стационарные палаточные лагеря. То есть те, которые находятся постоянно на одном месте и имеют огороженную территорию, стационарные санузлы и проч. Другая разновидность палаточного лагеря - туристский. Разбиваются палатки в специально подобранном месте, удобства - минимальные. Таких лагерей в прошлом году было 1912. За этот год статистики пока нет. Но, утверждают эксперты, их открылось вдвое меньше.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Детки под колпаком

- В этом году и Роспотребнадзор, и другие контрольные ведомства ввели дополнительные требования к организации палаточных лагерей, - рассказывал на Радио «КП» (97,2 FM) Михаил Бостанжогло, председатель правления некоммерческого партнерства содействия учреждениям дополнительного образования детей, в недавнем прошлом руководитель федерального центра детского и юношеского туризма. - Если в прошлом году, как рассказывают коллеги, надо было собрать 52 - 53 документа, то в этом году - уже 78.

- Подстраховываются.

- Еще как. В Костромской области в этом году местный Роспотребнадзор вообще запретил открывать полевые лагеря. При этом у нас лишь 8 - 9% школьников летом куда-то выезжают. Больше 90% все каникулы просиживают дома с гаджетами в обнимку. Или проводят время в своих школах, на базе которых открываются городские лагеря.

Но хорошо хоть так - в лагерях дети хотя бы под надзором. Но я уверен, ребенка надо вывозить на природу, учить выживать, учить навыкам самостоятельной жизни. И это должны делать специалисты. Но теперь инструкторы, имеющие опыт туристических походов, не очень хотят связываться с такими проектами.

- Но так мы вообще детей оставим белоручками и, попади они в обычный лес, растеряются. По всему миру подростков учат правильно поставить палатку, разжечь костер, сориентироваться на незнакомой местности. В США множество скаутских лагерей...

- И в Европе тоже! Польша взяла самое лучшее из советской системы дополнительного образования и развивает. А Финляндия? Швеция? Там прекрасные детские летние лагеря на таких же, как в Карелии, озерах. Дети учатся плавать, яхтингу, стоять на досках, делать ялы.

- В советское время был значок: «Юный турист СССР». Я его заработал в походе и очень им гордился. Да и горжусь до сих пор! Так какой выход? Вообще проверки отменить?

- Ни в коем случае! Просто надо создать единый государственный регламент, в котором прописать, что такое полевой туристский лагерь, что такое стационарный лагерь. Сейчас это есть в санитарных правилах. Но документы настолько противоречат тому, как все организовано в реальной жизни, что пользоваться ими невозможно.

Понятие «туризм» у нас закреплено за Министерством культуры и за Ростуризмом. Все виды туризма - внутренний, выездной - относятся к компетенции этого ведомства. А понятие «дети» - это компетенция Министерства образования. Оно отвечает за дополнительное образование. Дети, выходящие на туристический маршрут, получающие спортивные разряды, - это же компетенция Министерства спорта. Регламенты, определяющие правила выхода детей на маршрут, - это Министерство чрезвычайных ситуации, Министерство внутренних дел и Роспотребнадзор…

- То есть у семь нянек...

- Подождите! Есть еще зона ответственности Минздравсоцзащиты, Министерства транспорта (дети же переезжают с места на место), РЖД (когда они в лагерь едут на поезде).

- Только Минобороны вы не назвали.

- Есть! У них тоже есть свои лагеря, которые занимаются допризывной подготовкой.

Так вот - у каждого ведомства есть свои регламентирующие документы, которые абсолютно не коррелируют друг с другом. Педагог, инструктор, собираясь вывести группу на природу, читает все эти документы и понимает - все запрещено.

- И что делать?

- Мне кажется, имело бы смысл учредить должность уполномоченного по детскому отдыху. Это бы значительно сократило расходы - аппарат уполномоченного не больше 10 человек. И закрепить за ним функцию координации деятельности министерств. Сами министерства никогда между собой не договорятся. А тут можно подготовить единый документ, который облегчит жизнь и проверяющим, и организаторам лагерей.

С КОГО БРАТЬ ПРИМЕР?

- Так что, пока не разработали внятных документов, детей лучше в палаточные лагеря не отправлять?

- Отправлять, конечно же! У нас есть прекрасные полевые лагеря. Например, лагеря Матвея Шпаро в той же самой Карелии. Или лагеря Координационного центра социальной поддержки молодежи Натальи Сидориной. И многих других. Надо иметь в виду, что такие лагеря бывают разные. У каких-то активное туристское направление - дети ходят в походы. Есть лагеря, которые занимаются краеведением. Есть исследовательские, для юных биологов.

Прекрасные палаточные лагеря в Хабаровском и Приморском краях, Ярославской, Брянской, Калужской областях. Там, где сохранилась система туристско-краеведческой работы.

- А как найти такой лагерь?

- Читать отзывы. В интернете есть отзывы обо всех инструкторах. Ну и, конечно, понимать, что дети должны развиваться. Они должны пройти школу выживания. Конечно, под руководством и присмотром специалистов. Это делает ребят увереннее, взрослее, учит отвечать за свои поступки.