Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Дом. Семья4 июля 2017 5:20

Соразмерность

Потрясающая достоверность и органичность романа Колма Тойбина состоит в том, что любое действие его героев – соразмерно

Герои в книгах могут резко встать, подняться, вскочить, решительно встать – вариантов довольно много. Потрясающая достоверность и органичность романа Колма Тойбина состоит в том, что любое действие его героев – соразмерно. Они – дышат и их дыхание не быстрее и не медленнее, чем этого требует не книжная, а жизненная ситуация.

«БРУКЛИН»

«Фантом Пресс», 2017

.

.

Патриархальность, чужой выбор в твоей судьбе, стресс и удивление от нового мира, прорастание в новый мир, ностальгия по прошлому, побег к истокам, попытка вместить себя в прошлое, собственный выбор, падение внутренних оков и первый по-настоящему свободный вдох – кто из нас не проходит через эту непростую последовательность внутреннего взросления? Вот только настоящее мастерство писателя состоит в том, чтобы провести читателя по этому лабиринту так, чтобы он, не просто задыхаясь переживал за происходящее, а незаметно для себя прожил жизнь главной героини с теми несколькими перекрестками, которые в ней обозначены. Это как хороший фильм, в котором не видно эффектов и монтажа, а выходишь ты из зала наполненным, усталым и счастливым от того, что у тебя нечто уже позади, какой-то ответ найден, что-то перешло в категорию опыт.

Любопытно, что при всей неоднозначности понятия национальной ментальности об ирландцах по настоящего глубоко и точно может писать только ирландец, также, как и о русских нет не шаблонных образов у иностранных авторов. И ведь дело тут совсем не в бытовых деталях или в социально-культурных догмах. Это секрет незримой ритмики, которая рождается в определенных географических координатах и присуща только народам с внутренней, именно с внутренней харизмой.

Главной героиней романа хочется любоваться. Она естественна, а это всегда красиво. Ее переезд из Европы в Америку, из Ирландии в Нью-Йорк, из одного мира – в другой, это не покорение и не поиск комфорта. Это больше похоже на детское любопытство перед шагом на новый, выглядящий шумным и страшным аттракцион в парке. Ее любопытство очень детское и женское, в мужском любопытстве всё же не уйти от фрейдовского мотива овладеть и постичь, а женщины умеют многое в этой жизни именно пробовать.

Вопрос о жанре книги придется оставить открытым, чтобы не пытаться упаковать дом в чемодан. Индустрия, создавая ярлыки лишь на недолго улучшает продажи, но зато надолго опошляет понятия. Драма - это не всегда надрыв. Социальная драма - это не всегда разговор о неравенстве. Ручеек рождается из чистого родника, проходит через испытания и трудности роста, становится частью реки, моря, обретая масштаб и теряя индивидуальность – драма ли это? Конечно, но естественная, чистая. Такое случается и в человеческой жизни. Абсолютно гениален в этом смысле финал романа, когда главная героиня просто покачивается в едущем автомобиле и велит своему воображению угомониться.