Премия Рунета-2020
Иркутск
+2°
Boom metrics
Общество20 июня 2017 9:47

По следам прямой линии с Владимиром Путиным: как Ольхон стал раем для туристов и домом без будущего для своих

Корреспондент «КП» побывал побывала в Хужире и выяснил, какие проблемы волнуют жителей сакральной территории [фото]
Что хотели спросить президента жители Хужира.

Что хотели спросить президента жители Хужира.

Фото: Яна ЛИСИНА

«Ольхон, Ольхон, внимание, готовность № 1», - доносится голос из вагончика с надписью «Россия 1», который 15 июня появился рядом с маяком на острове Ольхоне, откуда открывается шикарный вид на одну из девяти святынь Азии – мыс Бурхан. Вокруг суетятся два оператора федерального канала, настраивая камеру, ведущий по прямой связи с Москвой получает последние указания, местные жители, переминаясь с ноги на ногу, тихонько переговариваются между собой, волнуются. Они собрались здесь, чтобы задать свой вопрос Владимиру Путину в надежде, что после обращения к главе страны их беды закончатся. Последнее мгновение перед стартом кажется вечностью. И вот началось! Камера «едет» на женщин в ярких русских народных сарафанах и кокошниках, затем объектив плавно перемещается на школьников в этнических бурятских костюмах, кружащихся в танце дружбы – ёхоре. Еще секунда - и слово берет ведущий. Момент, которого так ждали ольхонцы, настал. Перед ними в плазме возник Владимир Путин.

- Здравствуйте, Владимир Владимирович. Я задаю вопрос, который отражает все чаяния жителей острова, - говорит бывший капитан байкальских судов Виктор Власов. - Дорога от парома до Хужира отвратительная. Ее строить нельзя, потому что по закону на острове нельзя делать карьеры. Кроме того, когда появился Прибайкальский нацпарк, на острове сделали заказник: в лес нельзя, в поле нельзя, скотину и ту арестовывают. Говорят, если первый раз не поймете, то вашу скотину будем отстреливать. И еще о воде: мы живем у воды, а чистой воды не видим. Пьем воду с накипью в два пальца.

Вода здесь только привозная. За 200 литров - 55 рублей.

Вода здесь только привозная. За 200 литров - 55 рублей.

Фото: Яна ЛИСИНА

Ответ Президента России Владимира Путина:

- Надо понимать, что природоохранная зона должна соответствовать не только статусу и потребностям Байкала, но и потребностям людей, которые там живут. И, конечно, нельзя заставлять людей таскать воду в ведрах и бидонах за несколько километров. И вода должна быть нормального качества. И дороги должны быть построены. Надо сказать, что наши обязательства перед международными организациями не пострадают от этого. Кстати, у них там, за бугром, о людях думают прежде всего. Почему мы не можем поступить так же, я не понимаю. Обязательно будем делать это.

Каждый из пяти сельчан желали задать вопрос президенту.

Каждый из пяти сельчан желали задать вопрос президенту.

Фото: Яна ЛИСИНА

100 тысяч туристов за сезон

Телевизионщики приехали в Хужир за неделю до прямой линии. Собрали сельский сход, выслушали проблемы жителей Хужира, выбрали самых активных и смелых, кто перед камерой не спасует. Какой вопрос прозвучит, и кому выпадет честь его задавать, до последнего момента не знал никто. У каждого из пяти героев была своя история, но непременно связанная с общим, главным. Камнем преткновения для развития Хужира и Ольхона стало водоохранное законодательство. Местное население – около 1300 человек, но все мы знаем, насколько эта цифра вырастает летом. Остров расширяет границы, словно резиновый, принимая не менее 100 тысяч туристов за сезон.

- Ольхон – рай для туристов, а для нас теперь что? – рассказывает хранитель фондов Хужирского краеведческого музея Надежда Хандрико, одна из героев-активистов. – По переписи населения начала XX века на острове проживали представители 25 национальностей. Мы люди гостеприимные, туристам рады, но у нас столько проблем, хоть кричи…

И докричались. То, что удалось после многочисленных жалоб, петиций и обращений достучаться до президента, хужирцы считают удачей.

- Целый год били во все колокола, - говорит глава поселка Вера Маланова. Ее мы застали после эфира в местной администрации. – Что беспокоит нас? То, что не имеем права оформить землю в собственность, а только по договору на праве аренды на 49 лет, не можем построить очистные сооружения, и даже сложности возникают с заготовкой дров на зиму – приходится ждать специального разрешения от лесников. Теперь же камень с души свалился. Владимир Владимирович нас услышал, есть надежда, что необходимые поправки в природоохранное законодательство, касающиеся местного населения, все-таки будут внесены.

Вот на этом месте и проходили съемки.

Вот на этом месте и проходили съемки.

Фото: Яна ЛИСИНА

Вот так готовились островитяне к прямой линии.

Вот так готовились островитяне к прямой линии.

Фото: Яна ЛИСИНА

И рыбалка под запретом

Вот это все наболевшее и озвучил на всю страну Виктор Власов. Почему именно на него пала карта? Он местный житель, на Хужире родился, вырос, сейчас воспитывает внуков. Других преимуществ перед жителями нет. Об этом мы с ним и его супругой Людмилой говорили уже сидя за праздничным столом в их усадьбе (у Людмилы день рождения, - Прим. авт.). Во дворе – разбитая «таблетка» - та самая, на которой из-за плохой дороги он попал в серьезную аварию.

- По этой дороге хоть пешком идешь, хоть едешь – зубы трясутся, - шутит он, попутно отвечая на шквал звонков от друзей и родственников, которые увидели его по телевизору.

- Был на Сахалине, в Хабаровске, но все равно вернулся на байкальское море, - продолжает сибиряк. – 25 лет проходил на буксире «Победа». Таскал по две баржи омуля с рыбозавода – в каждой по 65 тонн улова! Обратно вез соль, стройматериалы. А когда рыбозавод закрыли, строил паром «Ольхонские ворота».

Сейчас Виктор работает в охране, а летом, как и все, - на благо туристов. На втором этаже дома сдает комнаты, планирует открыть небольшое кафе.

- Раньше ездил на рыбалку - был небольшой доход в семейный бюджет, но сейчас ловлю запретили, - говорит он. – Мужики, кстати, просили сказать об этом президенту, но я не успел - вопросом про дорогу увлекся…

В поселке проживают чуть более 1300 человек.

В поселке проживают чуть более 1300 человек.

Фото: Яна ЛИСИНА

Сыновья растут, а на родной земле осесть негде

Вячеслав Гармаев, 46-летний водитель маршрутки Ольхон - Иркутск, тоже мог бы прославиться, задав вопрос президенту. Во время прямого включения он стол рядом с Виктором Власовым. Если бы ведущий также наугад поднес микрофон к нему, то он бы спросил про землю.

- Года три назад начали выдавать землю, развернулось активное строительство, в том числе и я домом в 2015-м обзавелся, – говорит Вячеслав. – А потом получил повестку в суд.

Прокуратура потребовала через суд изъять землю из собственности и снести дом. И таких пострадавших только в Хужире десятки. Альтернатива – оформить по договору на праве аренды на 49 лет. Вячеслав – отец троих детей, старшему 19, среднему 8, а младшему только 4. В первую очередь он думает об их будущем. В наследство оставить детям будет нечего. В строительство дома он вложил не просто все накопления, но и средства материнского капитала.

Вячеслав построил дом в Хужире, однако получил повестку в суд.

Вячеслав построил дом в Хужире, однако получил повестку в суд.

Фото: Яна ЛИСИНА

Где гарантия, что арендная плата не повысится, что участок не отнимут, что здесь смогут жить дети-внуки? Этим озабочены теперь все, кто попал в такую же ситуацию, как Вячеслав.

Все это из-за поправок в Земельный кодекс, принятых в марте 2016 года, по которым нельзя получить участки в собственность, расположенные в национальном парке (а под эту территорию сейчас попадает весь Хужир. - Прим.авт.). Причем когда людям выдавали участки, о законе речи не было. По делу Вячеслава прошло уже 16 заседаний.

- Здесь дело даже не в водоохранном законодательстве, а в территории национального парка, - поясняет адвокат Игорь Саенко. – Но границы нацпарка четко не обозначены, и в данном случае у нас есть большая надежда на положительное решение.

Но если своим землю не дают, то иностранцы как-то получают. Трехэтажная гостиница, которую построили китайцы на Ольхоне, уже стала местной достопримечательностью. В собственности она? Или официальный владелец все-таки кто из местных? История об этом умалчивает, но то, что персонал и управляющие граждане Поднебесной, - факт.

В Хужире можно встретить и такую гостиницу. Китайскую.

В Хужире можно встретить и такую гостиницу. Китайскую.

Фото: Яна ЛИСИНА

- На Ольхоне нельзя бесконечно строить турбазы, - рассуждает владелец одной из старейших гостиниц в Хужире Никита Бенчаров. – Нужно контролировать туризм, чтобы на острове могло одновременно находиться определенное количество гостей и не больше. Только так мы сможем сохранить наш Байкал для потомков и создать комфортные условия для их проживания на нашем любимом Ольхоне.

Никита Бенчаров говорит о том, что, прежде всего, нужно контролировать количество туристов.

Никита Бенчаров говорит о том, что, прежде всего, нужно контролировать количество туристов.

Фото: Яна ЛИСИНА