Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Происшествия16 августа 2016 22:00

Загадка малайзийского «Боинга»: Пике в океан с мертвыми пилотами в кабине

«Комсомолка» вместе с экспертом анализирует новые данные расследования тайны рейса MH-370
С августа 2014 по июль 2016 года суда поисковой экспедиции исследовали свыше 110 тысяч квадратных километров Индийского океана, но место катастрофы «Боинга-777» так и не было обнаружено.

С августа 2014 по июль 2016 года суда поисковой экспедиции исследовали свыше 110 тысяч квадратных километров Индийского океана, но место катастрофы «Боинга-777» так и не было обнаружено.

Фото: ru.wikipedia.org

С момента пропажи малайзийского лайнера, следовавшего рейсом MH-370 из Куала-Лумпура в Пекин, прошло уже больше двух лет, а обстоятельства этого таинственного происшествия до сих пор будоражат сознание. На днях австралийское издание The Australian опубликовало материал, в котором приводятся новые факты расследования. Журналисты, ссылаясь на специалистов минобороны Австралии, утверждают, что «Боинг» упал из-за выработки топлива, причем в конце полета самолетом никто не управлял.

По данным The Australian, военным удалось расшифровать сигналы, которые в автоматическом режиме посылал лайнер. Из полученных данных следует, что борт в конце полета неконтролируемо набирал скорость, а оба его двигателя загорелись. При этом пилоты не прикасались ни к штурвалу, ни к включателям системы пожаротушения, ни к каким-либо другим органам управления самолетом. Ни один, ни другой пилоты вообще не предпринимали никаких действий, словно их вообще не было в кабине.

Как такое могло случиться? Мы обратились за комментарием к исполнительному директору Общества независимых расследователей авиапроисшествий Валерию Постникову.

Теракт или разгерметизация

- Конечно, для полноценного анализа данных недостаточно, - сказал он. - Но такая ситуация возможна, к примеру, при разгерметизации. Не мгновенной, как при взрыве на борту, а медленной, связанной с ошибками наземных служб и экипажа при подготовке воздушного судна. Такое, кстати, уже было. 14 августа 2005 года в Греции диспетчеры не смогли связаться с «Боингом-737» кипрской компании «Гелиос», который летел в Афины. В воздух были подняты два истребителя. Военные летчики через стекло кабины «Боинга» увидели, что пилоты находятся без сознания, а в пассажирском салоне сработали кислородные маски. Самолет двигался на автопилоте, но через какое-то время выработал топливо и рухнул.

Возможны и другие объяснения. Например, теракт, когда злоумышленники захватили или даже убили пилотов. Впрочем, гадать можно до бесконечности. Данных, повторюсь, не просто мало - их практически нет. Поэтому даже версии строить трудно.

- А могли ли загореться двигатели, если топливо выработано?

- В баках и самом двигателе в любом случае остаются пары авиатоплива. Они могли загореться, например, от удара. Но просто так, в полете... Трудно представить, почему это могло бы случиться.

Командир воздушного судна Захари Ахмад Шах.

Командир воздушного судна Захари Ахмад Шах.

Фото: Соцсети

Удар о воду

Да, данных немного, но новые сведения наталкивают на определенные размышления. Набирать скорость после выработки топлива лайнер может только в том случае, если он падает. Точнее, пикирует вертикально. Специалисты высчитали, что MH-370, скорее всего, падал именно так. Используя два суперкомпьютера, один из которых находился в Катаре, а другой в Техасе, математики Гуун Чен и Алексей Сергеев исследовали разные режимы столкновения «Боинга» с водой. Как выяснилось, что на высокой скорости самолет уходит под воду целиком, не развалившись, только при траектории, близкой к вертикальной. При этом крылья могут отделиться от фюзеляжа, но они, обладая большой массой, довольно быстро погружаются на дно. На поверхности не остается ни обломков, ни предметов из салона, а масляные или топливные пятна быстро разгоняются волнами. Неудивительно, что поисковики, прочесавшие уже чуть ли не весь Индийский океан, так и не смогли обнаружить ни единого следа.

По словам Валерия Постникова, сваливание в штопор после выработки топлива - вполне вероятный сценарий. Ведь тяги нет, после остановки двигателей самолет движется какое-то время по инерции, но потом неминуемо превращается в кусок металла, падающий с ускорением. Впрочем, по мнению эксперта, при столкновении с водой лайнер все равно разрушился бы.

- Представление, что самолет может «нырнуть», не совсем корректно, - говорит Валерий Постников. - Удар о воду при падении с такой высоты привел бы к разрушению лайнера. И не важно, под каким углом самолет вошел в воду.

К слову, в 2015 и 2016 годах было найдено несколько небольших обломков пропавшего «Боинга». Но они не помогли ответить на вопрос, что же конкретно случилось с самолетом.

Виноват командир?

Новые сведения подкрепляют версию о том, что к гибели лайнера может быть причастен командир воздушного судна Захари Ахмад Шах. Именно в его компьютере обнаружили следы тренировки на авиасимуляторе: пилот направлял лайнер в отдаленные районы Индийского океана и вел виртуальную машину до тех пор, пока не закончилось топливо. Совпадение? Или Захари Ахмад Шах отрабатывал то, что потом и совершил?

Зачем он это сделал, по всей видимости, так и останется тайной. Может, решил свести счеты с жизнью, как его французский коллега (см. «Другие версии»). А может, действовал из неких идейных соображений. Еще два года назад в такое никто не поверил бы. Но сейчас, когда радикальные исламисты, поддерживая ИГ (террористическая организация, запрещенная в России), устраивают теракты по всей Европе, существование пилота-террориста не кажется таким уж невероятным.

Однако как в таком случае Захари Ахмад Шаху удалось нейтрализовать другого пилота? Возможно, он заперся в кабине, ведь после терактов 11 сентября кокпит стал неприступной крепостью. А может, между двумя пилотами была борьба, во время которой оба потеряли сознание или погибли. Это вполне объясняет их бездействие.

ДРУГИЕ ВЕРСИИ

От суицида до похищения

1. Самоубийство одного из пилотов. Такое предположение появилось почти сразу. Но дополнительный импульс версия получила после авиакатастрофы во Франции 24 марта 2015 года. Тогда, напомним, второй пилот Андреас Любиц заперся в кабине и направил самолет в скалы. Как выяснилось, у Любица были серьезные проблемы с психикой. Уже тогда многие отметили, что, упади лайнер в море, катастрофа стала бы столь же таинственной, как и исчезновение MH-370.

2. «Боинг» сбили после того, как его захватили террористы. Склоняющиеся к этой версии эксперты допускают, что боевики пытались повторить теракт в Нью-Йорке и направить лайнер в один из небоскребов Куала-Лумпура. Но военные не допустили этого, утопив «Боинг» с пассажирами в Малакском проливе. И чтобы избежать гнева общественности, скрыли ЧП.

3. Похищение самолета. Апологеты этой версии считают, что управление лайнером было перехвачено и осуществлялось с земли - якобы такой механизм предусмотрен на всех самолетах «Боинг» после терактов 11 сентября. По этой версии, самолет принудительно посадили на одном из островов. Зачем? Мол, целью были ученые, которые находились на борту. Они работали в компании, которая незадолго до того анонсировала изобретение супернового носителя информации, который мог совершить технологическую революцию. Это изобретение якобы заинтересовало американских военных - на острове Диего Гарсиа в Индийском океане как раз расположена военная база США.

СПРАВКА «КП»

«Боинг-777-200» авиакомпании Malaysia Airlines выполнял рейс по маршруту Куала-Лумпур - Пекин в ночь на 8 марта 2014 года. На его борту находились 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Через 40 минут самолет исчез с радаров, связь с ним прервалась. Впоследствии лайнер не отвечал на вызовы с земли, звонки по спутниковому телефону и текстовые сообщения, посылавшиеся по специальной авиационной системе ACARS.