Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Наука9 декабря 2015 15:55

С губ Моны Лизы исчезла улыбка

Французский ученый показал изображение, которое было скрыто под знаменитой картиной Леонардо да Винчи

Паскаль Котте (Pascal Cotte) - французский инженер и искусствовед - наконец-то показал, что ему открылось под слоем краски творения Леонардо да Винчи. Тем самым подтвердил свое заявление, сделанное несколько дней назад. Мол, портрет Моны Лизы написан поверх другого. На нем тоже изображена женщина - весьма похожая на ту, которой публика восхищается вот уже примерно 500 лет. И все же отличающаяся. Она смотрит куда-то вбок. Нос у ней длиннее, руки крупнее, губы тоньше. Но самое главное: женщина не улыбается. Загадочная улыбка, играющая на губах той - с известного всем портрета, исчезла. Помимо этого обнажились плечи и подросла грудь.

Так Мона Лиза выглядит сейчас.

Так Мона Лиза выглядит сейчас.

А так выглядела до тех пор, пока Леонардо ее не "замазал".

А так выглядела до тех пор, пока Леонардо ее не "замазал".

По словам Паскаля Котте, увидеть скрытое изображение ему помогла созданная им техника. И разработанный на ее основе метод так называемого послойного усиления (Layer Amplification Method - LAM). Суть его в просвечивании картины интенсивным светом разных длин волн. Свет проникает на разную глубину и отражаясь, позволяет выявить слои, расположенные под верхним слоем краски. Компьютер, обрабатывает отраженные сигналы и визуализирует полученную информацию. Таким образом, если верить французу, можно "проследить" за этапами создания живописного полотна. И увидеть то, что было написано в первую очередь.

Места  с наиболее заметными "поправками".

Места с наиболее заметными "поправками".

Паскаля Котте с его LAM-аппаратурой допустили до картины Леонардо да Винчи в 2004 году. С тех пор он "пробирался" сквозь наслоения краски, сформированные в Мону Лизу. И недавно "добрался" до другого портрета.

Об исследованиях Котте рассказали по ВВС. Может быть, в нем действительно что-то есть?

Об исследованиях Котте рассказали по ВВС. Может быть, в нем действительно что-то есть?

По самой правдоподобной гипотезе, Леонардо да Винчи, писавшему картину в период с 1503 по 1517 годы, позировала Лиза Джерардини дель Джокондо - жена зажиточного купца - торговца шелком по имени Франческо дель Джокондо. Якобы он и заказал ее портрет.

Если техника Паскаля Котте действительно выявляет скрытое, в чем многие эксперты, кстати, сомневаются, то получается, что Леонардо зачем-то подправил свое первоначальное творение. Безусловно, получилось лучше чем было. Особенно с улыбкой. Но чем конкретно не устроил тот - ныне скрытый - портрет? И какая из Лиз более похожа на саму себя - Лизу Джерардини дель Джокондо?

Разгадать загадку можно было бы, воссоздав лик купчихи. Этого очень хотел профессор Сильвано Винчети (Silvano Vinceti), глава итальянского Национального комитета по культурному наследию (president of Italy’s National Committee for Cultural Heritage), который вел раскопки в заброшенном женском монастыре Святой Урсулы во Флоренции. Там, судя по обнаруженным документам, и была похоронена Лиза в 1542 году. Ученые, в итоге, выкопали ее скелет. Но он оказался без головы. Как говорится, тайна канула в лету.

Искусствоведы же полагают, что подлинной Моной Лизой надо считать ту, которая сейчас видна.

Народу нынешняя Мона Лиза нравится.

Народу нынешняя Мона Лиза нравится.

КСТАТИ

Многоликий портрет

Некоторые специалисты уверяют, что Леонардо да Винчи вообще никто не позировал. Мол, таинственно улыбающаяся дама представляет собой собирательный образ то ли знатной и богатой флорентийки, то ли, наоборот, женщины легкого поведения.

Весьма популярна гипотеза о том, что в основу портрета лег автопортрет самого да Винчи.

Мона Лиза вполне может быть "автопортретом".

Мона Лиза вполне может быть "автопортретом".

Есть версия, связанная с любимым учеником и подмастерьем Леонардо. Якобы моделью был именно он. Отсюда и столь странная улыбка, на самом деле таящая именно этот секрет - и модели, и взаимоотношений двух мужчин. Подкрепление «ученической» версии несколько лет назад предоставил все тот же Винчети.

Здесь мастеру точно позировал его любимый ученик - но ведь он, правда, очень похож на Мону Лизу.

Здесь мастеру точно позировал его любимый ученик - но ведь он, правда, очень похож на Мону Лизу.

Сначала в библиотеке французского города Нанта профессор обнаружил написанную зеркально рукопись Леонардо. А в ней - указание рассмотреть Мону Лизу в увеличительное стекло. Что ученый и сделал, получив разрешение у французов. Ведь картина находится в Лувре.

В правом глазу Моны Лизы Винчети увидел буквы LV, которые, по его словам, могут быть инициалами мастера. В левом глазу - вроде бы начертана буква «S». Что может значить Салаи (Salai) - дьяволенок. А именно так часто называли того самого ученика, а потом и натурщика Джана Джакомо Капротти да Орено, который поступил в подмастерье к Леонардо в возрасте 10 лет. Самому мастеру было тогда 38.

У Лизы в глазах знаки.

У Лизы в глазах знаки.

Салаи был очень хорош собой. Да Винчи писал с него «Иоанна Крестителя», лицо которого весьма похоже на лицо Моны Лизы. Да и улыбка смахивает...

И наконец, есть гипотеза, что Леонардо позировала Бьянка Джованна Сфорца, дочь Людовико Сфорцы, миланского герцога, владевшего городом Боббио. Такое предположение высказала Карла Глори - историк искусств из Италии - после того, как тоже обследовала Мону Лизу с помощью лупы. Нашла в глазу не только букву «S», но и «G» - и решила, что они могут означать Джованна Сфорца. Еще Карла нашла на мосту, который виден на портрете за левым плечом Моны Лизы, число «72».

Как установила исследовательница, Леонардо изобразил мост через реку Треббия, которая протекает через город Боббио. А «72» начертил как намек на то, что мост был смыт наводнением в 1472 году. И все это, мол, указывает на Бьянку - дочку герцога. И на пейзаж, который был виден из окна замка ее отца.