Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды31 мая 2006 22:00

Съемки фильма «Кин-дза-дза» чуть не сорвали инопланетяне

В этом году любители кино отмечают сразу две даты: двадцать лет со дня выхода всеми любимой картины «Кин-дза-дза» и полвека режиссерской деятельности Георгия Данелия
Жара внутри пепелаца во время съемок доходила до 70 градусов.

Жара внутри пепелаца во время съемок доходила до 70 градусов.

Фантастическая притча «Кин-дза-дза» снималась два с половиной года. Проходило все это далеко от Москвы - в Каракумах.

Съемки шли в жутких условиях. В 6 утра группа выезжала в пустыню, иначе снимать было нельзя - днем температура песка доходила до 80 - 90 градусов.

Вспоминает режиссер Георгий Данелия:

- В Каракумах нельзя было работать в полдень, в это время там некое вредное электромагнитное излучение. Все затихало в пустыне на два часа, а мы не знали и работали - на нервах, хотя обычно на площадке у меня очень дружелюбная атмосфера, а тут к 12 часам дня все почему-то начинали ссориться. Однажды я даже поссорился с Леоновым, которого снимал всегда на протяжении двадцати лет, и никаких конфликтов никогда не было.

А тут еще то декорация горела, то пепелац (сооружение типа космического корабля, которое сделали из стратегических материалов конструкторы авиазавода Миля) вместо Небит-Дага уехал совершенно в ином направлении.

Его искали полтора месяца. Когда директор «Мосфильма», отчаявшись в поисках, подключил КГБ, выяснилось, что макеты отправили аж во Владивосток. Железнодорожники ответили, что они за пепелацы никакой ответственности не несут.

Декорацию «Корабль в песках» разнесло ураганом. В декорацию эциха (тюрьмы) в день съемки въехал на машине пьяный водитель. Ракета, которую сделало КБ авиационного завода, при запуске взорвалась.

Оператор Павел Лебешев во время съемок даже выдвинул версию, что киношной группе пакостят инопланетяне, о которых снимали фильм, - они не хотят, чтобы на Земле о них знали правду.

«Будем делать «Ку»

Фрагменты из книги Георгия Данелия «Тостуемый пьет до дна» (издательство «ЭКСМО», 2006)

Как только обезьяна слезла с дерева и у нее отвалился хвост, она стала смотреть в небо с надеждой, что прилетит оттуда кто-то очень умный и очень добрый, наведет порядок, и наступят на земле сытость и благость. А мы с Резо Габриадзе подумали: почему оттуда должны прилететь обязательно умные и добрые? В этой Вселенной наверняка есть бесконечное количество планет, на которых живут существа, подобные нам. И есть, очевидно, такие планеты, где эти существа в своей цивилизации намного обогнали нас.

Вот на такую планету мы с Резо и решили отправить наших героев, чтобы выяснить, стоит ли их с надеждой ждать?

Поскольку на Плюке чатлане считались коренными обитателями, пацаки должны были носить в носу колокольчик и перед чатланами шлепать себя по щекам, приседать и говорить: «Ку». Социальный статус определялся по цвету штанов. Зеленые штаны - для шушеры, желтые - для значительных и для избранных - малиновые штаны. У кого были малиновые, перед ним не только пацаки, но даже чатлане должны были делать «Ку». И его эцилопп не имел права ночью бить! Никогда.

Желтые штаны имел право носить тот, у кого было КЦ, а малиновые - у кого было много КЦ (что такое КЦ, мы не знаем).

Вместо надгробия на Плюке были разноцветные воздушные шары, привязанные к колышкам (того же цвета, какого были штаны у усопшего). Принято было считать, что это последний выдох ушедшего. Правил этой планетой чатланин ПЖ. И над центром, где у него был единственный на всей планете бассейн, парил огромный малиновый километровый шар, этот шар круглосуточно накачивали насосами через бесчисленные шланги десятки тысяч пацаков.

Не исключено, что этот гигантский шар (последний выдох ПЖ) появился у нас по ассоциации с огромными портретами нашего ПЖ - Брежнева, которые в то время украшали державу от киля до клотика в бесчисленном количестве. Но пока мы писали сценарий и готовились (а это было очень долго), Брежнева не стало. А дня через три после похорон в группу пришел Леван Шенгелия и сказал, что главное слово сценария «Ку» надо срочно заменить на какое-нибудь другое! И показал газету «Правда», где на первой странице жирным шрифтом было много раз напечатано: «К. У. Черненко», «К. У. Черненко». (Это сообщали, что на место Брежнева назначили Константина Устиновича Черненко). «Ку» на планете Плюк обозначало все слова и поэтому часто повторялось. Стали думать. Может быть, «Ка» - не то! «Ко» - не то! «Кы» - может быть... Но все равно хуже, чем привычное «Ку». Пока думали, и Черненко не стало. Правление Андропова никак не сказалось на нашей работе. А вот приход к власти Горбачева с его антиалкогольной программой немало нам доставил хлопот. Дело в том, что Гедеван привез из Грузии бутылку чачи (виноградный самогон), она была у него в портфеле. А тогда вышел указ, что за изготовление и распространение самогона - восемь лет лишения свободы. Но бутылку мы все же сняли во многих эпизодах, и переснять их было невозможно.

- И что нам делать? - с тоской спросил я Резо.

- «Ку» делать, - сказал Резо.

И мы решили, пусть Гедеван скажет, что у него в этой бутылке уксус. (Хотя какой дурак повезет из Батуми в Москву уксус?) И вынуждены были вычеркнуть из сценария хорошую сцену застолья.

Перед тем как расстаться с инопланетянами, Гедеван угощал их на прощание чачей. Тем понравилось, они не смогли остановиться и выпили всю тормозную жидкость из пепелаца. И поэтому у Земли пепелац затормозить не смог, и наши герои оказались где-то у черта на куличках - в далекой галактике Альфа.

Инопланетян играли Евгений Леонов и Юрий Яковлев. Землян - Станислав Любшин и Леван Габриадзе (сын Резо). Вторым режиссером на «Кин-дза-дза» был Леня Биц, сын Изи Бица, старого мосфильмовца, товарища моей мамы. Директором картины был Коля Гаро. Снимал фильм Павел Лебешев.

Популярные выражения из фильма «Кин-дза-дза»

«Ку!» «Прораб! Скрипач не нужен» «Как работать, так все пацаки» «Это твое заднее слово? - Заднее не бывает!» «Ты кто? - Желтые штаны! Два раза «ку» «Ребята, как же это вы без гравицаппы пепелац выкатываете из гаража? Непорядок!» «Люсенька, родная, зараза, сдались тебе эти... макароны» «У тебя в голове мозги или кю?!» «Небо... небо не видело такого позорного пацака, как ты, Скрипач...» « - Что они хотят? - Ку они хотят...»

Краткий чатлано-пацакский словарь

КЦ - спичка ЦАК - колокольчик для носа ЭЦИХ - ящик для узников ЭЦИЛОПП - представитель власти ПЕПЕЛАЦ - межзвездный корабль ГРАВИЦАППА - деталь от мотора пепелаца КЮ - допустимое в обществе ругательство КУ - все остальные слова

Последний пепелац чудом сохранился в Москве

Внешний вид пепелаца придумали сценарист Реваз Габриадзе и режиссер фильма Георгий Данелия. А собрал летательный аппарат художник Тэодор Тэжик. Изготовлено летательных аппаратов было всего три: в натуральную величину, в масштабе 1:12 и совсем маленький - размером с детскую игрушку.

Самый большой, в котором, собственно, и должны были играть герои фильма, изготовили в Москве, на одном оборонном заводе, из топливного бака настоящей баллистической ракеты. Сверху его покрыли полиуретаном и немного обожгли паяльной лампой для достоверности - ведь аппарат должен проходить через плотные слои атмосферы. Вот тут-то и случилась беда. Полиуретан вспыхнул! Пожар потушили, а пепелац получился в картине таким ободранным. По нашей информации, его оставили в туркменской пустыне - рядом со ржавым колесом обозрения. Во всяком случае, на мосфильмовских складах инопланетный корабль не значится.

Самый маленький экземпляр пропал с киностудии сразу после окончания съемок. Кто-то положил в карман на память. А пепелац в масштабе 1:12 оказался на антресолях известного московского архитектора Александра Великанова. Где его в 1996 году раскопал коллекционер космических и воздухоплавательных реликвий Виктор Таран.

- Мой экземпляр сделан из фанеры, - рассказывает Виктор. - Ведь он летал по пустыне на леске. Посмотрите! До сих пор все работает!

Во время полета на крыше у пепелаца крутилась то ли антенна, то ли пропеллер. Для этого в корпус вмонтировали электромоторчик с редуктором и батарейки. Медленно открывается трап. Внутри оборудованы скамеечки для экипажа.

А в 1998 году на светской вечеринке состоялась встреча единственного сохранившегося пепелаца с Георгием Данелия.

- Данелия был растроган и очень удивлен, что остальные аппараты пропали. Мы вместе сфотографировались с пепелацем. Теперь ведь это история, - вспоминает Виктор Таран.

Откуда возникло слово «пепелац»?

По словам режиссера Данелия, экзотический язык придумывался достаточно просто. Вот тот же «пепелац»: «пепел» по-грузински - «бабочка». «Пацак» - это и кацо, и пацан, и кацап - все вместе. «Эцилопп» - это полицейский, если читать наоборот.

Сам пацак, а в носу у него цак

Актер Юрий ЯКОВЛЕВ (пацак Би):

- Я лежал в больнице, и вдруг - звонок от Данелия. Он поинтересовался, когда я выйду. «А когда надо?» - «Сейчас!» - «Хорошо, я завтра выйду. А что?» Он сказал: «Я очень хочу вас снимать».

Я согласился, хотя трудностей было немало. У меня был напряженный график в театре. Но было жутко интересно сняться у Данелия с такими партнерами - Леоновым, Любшиным!

Съемки оказались труднейшими. От аэропорта мы еще ехали 300 километров в пустыню. Пески, пески, бесконечные перелеты - на три дня прилетали, улетали, потом опять на три дня...

- Жанр фильма был очень необычный. Это вас не смущало?

- Действительно, «Кин-дза-дза» - это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная.

- Ваши персонажи общались между собой на особом чатлано-пацакском языке. Легко вам было заучивать этот текст?

- Спрашиваете! Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили...

- А какие-то крылатые фразы из этого фильма вошли в вашу жизнь?

- С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова «Ку». Коротко и емко.

- Вы предполагали, что этот фильм «народу будет нравицца»?

- В кино абсолютно все непредсказуемо.