Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Наука16 марта 2017 17:00

Космическая программа России: Начинается новая гонка за Луну

Начальник летно-испытательного отдела ракетно-космической корпорации «Энергия» Марк Серов рассказал "Комсомольской правде", как готовится лунная экспедиция и о ближайших планах по освоению космоса
Начальник летно-испытательной службы РКК "Энергия" Марк Серов во время интервью. ФОТО Антон Новодережкин/ТАСС

Начальник летно-испытательной службы РКК "Энергия" Марк Серов во время интервью. ФОТО Антон Новодережкин/ТАСС

ЗАЧЕМ НАМ СНОВА ЛЕТЕТЬ НА СПУТНИК ЗЕМЛИ

В марте 2017 года Роскосмос объявил набор космонавтов, которые полетят на новом нашем корабле к Луне. Китай в этом году собирается отправить на Луну возвращаемую станцию и станет третьей страной — собственником лунного грунта. В следующем году «золотой мальчик» Америки Илон Маск обещает прокатить первых туристов вокруг спутника Земли и вернуть их домой. Предоплату от двух любителей дорого экстрима он уже вроде бы взял.

Ощущение, что поднимается вторая волна «покорения» самого близкого к нашей планете астрономического объекта.

Зачем это делать спустя почти полвека после полетов на Луну американцев? И — главное — какие перспективы в этом занимательном деле у России?

О том, какое место полет на Луну занимает в Космической программе России, когда состоится лунная экспедиция, мы поговорили с начальником летно-испытательного отдела ракетно-космической корпорации «Энергия» Марком Серовым на радио «Комсомольская правда».

- Марк, вы один из тех, кто разрабатывает новый отечественный пилотируемый корабль, который называется «Федерация». Давайте начнем от печки – зачем он нам нужен?

- Ответ на этот вопрос нужно разбить на несколько частей. Первая философская – зачем мы вообще летаем в космос? На этот вопрос был дан ответ основоположниками космонавтики, Циолковским. У него все написано. И о бездне могущества, которое нам даст космос, и о том, что человечество не может находиться всегда в земной колыбели… Путей развития человеческой цивилизации может быть множество, но космический вариант мне нравиться больше.

Если говорить конкретно про нынешние полеты… Околоземная космонавтика на самом деле не стоит на месте. С каждым новым проектом орбитальной станции мы получаем некое новое качество. Например на МКС мы научились работать совместно в международной кооперации, смогли «поженить» инженерные школы, управленческие культуры.

В марте 2017 года Роскосмос объявил набор космонавтов, которые полетят на новом нашем корабле к Луне. ФОТО Роскосмос

В марте 2017 года Роскосмос объявил набор космонавтов, которые полетят на новом нашем корабле к Луне. ФОТО Роскосмос

- Слушайте, в 1975 году был уже был советско-американский проект «Союз»-«Аполлон»...

- Я про другое... Мы создали некую новую генерацию людей, которая умеет общаться друг с другом и разговаривает на одном языке, даже если они говорят на какой-то смеси русского и английского, то понимание у нас у всех единое.

- Что-то вроде антивавилонской башни?

- Можно, наверное, и так сказать.

Теперь про новый корабль. На самом деле он предназначен для полетов в более дальний космос, к Луне. Это его основная задача.

- Зачем нам Луна? У нас в 60-70-х годах прошлого века была программа освоения Луны, были лунные корабли. Чуть-чуть не доделали ракету… Программу закрыли. И ничего трагического не случилось.

- Королев погиб раньше времени и наша космическая программа некоторым образом застопорилась. Но совершенно очевидно, что пилотируемая космонавтика все эти годы накапливала знания. Мы теперь понимаем, как организовать жизнь человека в космосе на долгий период, знаем, как организовать транспортно-техническое обслуживание, как ремонтировать космическую технику, как общаться в международной кооперации. Теперь пришло двигаться куда-то дальше, выше. Не просто слетать на Луну на прогулку, а постепенно втягивать этот спутник в сферу хозяйственной деятельности человеческой цивилизации.

Думаю, Луна со временем повторит судьбу Северного полюса и Антарктиды. Когда-то путешественники стремились на Северный полюс. Для чего? Тогда это было не всем понятно. Рекорд, исследование неизвестных территорий, блажь энтузиастов. Только потом это приобрело практический смысл. Геофизические исследования, метеорология, военное дело. А теперь смотрите, во что постепенно превратилась Арктика? Там нашли углеводороды, работают добывающие компании. Антарктида. Шестой континент, на котором есть только исследовательские базы. Но что там будет дальше? Там же уникальные, колоссальные запасы полезных ископаемых и пресной воды! Климат планеты создается в Антарктиде! Я думаю, что со временем Луна будет у нас как седьмой континент. Мы про нее знаем еще меньше, чем про Антарктиду. А при этом этот объект имеет серьезнейшее влияние на всю жизнь на Земле. И в биологическом, и в геофизическом и в философском смысле...

- Приливы, отливы?

- Приливы и отливы в том числе. Рано или поздно этот седьмой континент начнут осваивать. С нами или без нас. И это вопрос геополитики – мы будем в этом участвовать?

Начальник летно-испытательной службы РКК "Энергия" Марк Серов демонстрирует макет пилотируемого транспортного корабля нового поколения "Федерация" в РКК "Энергия". ФОТО Антон Новодережкин/ТАСС

Начальник летно-испытательной службы РКК "Энергия" Марк Серов демонстрирует макет пилотируемого транспортного корабля нового поколения "Федерация" в РКК "Энергия". ФОТО Антон Новодережкин/ТАСС

КОГДА

- Итак, вы делаете корабль и наверняка представляете как должны пройти первые лунные экспедиции...

- Кораблю, чтобы в лунную экспедицию отправиться, нужно еще две маленькие вещи – космодром и ракета. Космодром у нас строится. Корабль (если будет ракета) можно запустить в беспилотном режиме через пять лет. А в 2023 году мы уже сможем провести летные испытания с экипажем, отправив его на орбиту земли.

- Сейчас любое космическое интервью не обходится без Илона Маска. Он нам конкурент? Вы верите, что он сможет уже через пару лет отправить туристов к Луне?

- Маска я уважаю как инженера, как подвижника. Он всю свою жизнь, весь свой бизнес выстраивает под то, чтобы отправить людей к Марсу. Луна для него — промежуточный этап. Мне нравится как он своим энтузиазмом заражает других. А вот насколько у него это получится с технической точки зрения - покажет время.

- Но он уже создал грузовой корабль, который возит воду, продукты, вещи на МКС и возвращается на Землю. Другого возвращаемого грузовика в мире пока нет.

- Над возвращающимся грузовым кораблем мы тоже думаем. Думаю, мы это реализуем не в очень отдаленной перспективе. Задел есть.

Если же говорить о возвращаемых ступенях ракеты — а компания Space X Маска это сейчас делает, здесь, по-моему, выгоды нет никакой вообще. Маск заточен под марсианскую идею, он отрабатывает технологию, чтобы научиться сажать крупногабаритные конструкции на Марсе. Он это делает, может быть, даже в ущерб себе, кто знает.

Российская частная компания «Лин индастриал» уже разработала проект лунной базы. Фото: Luna 7flickr/Antonio InRed

Российская частная компания «Лин индастриал» уже разработала проект лунной базы. Фото: Luna 7flickr/Antonio InRed

ИНОПЛАНЕТЯНЕ ВОКРУГ НАС?

- Как вы думаете, приближает ли наше умение работать в космосе к встрече с братьями по разуму?

- По этому вопросу у меня очень сложное мировоззрение. Мне кажется, дело не в существовании цивилизации, похожей или, может, чем-то отличающейся от нашей. Вселенная потому и называется Вселенная, что, во-первых, мы здесь живем, и, наверное, есть и другие цивилизации в этом пространстве. Может быть, они с нами уже взаимодействуют, а мы этого не понимаем или не знаем. Может быть, вся наша жизнь связана как раз с этим воздействием. Я думаю, что полеты в космос – это и некий экзамен, тест на готовность разговаривать с нами на равных или хотя бы как с учениками.

- То есть, насколько наша цивилизация технически готова к контакту…

- Не столько технически, сколько мировоззренчески. Международная космическая станция - это некая веха. Вокруг нее и на ней ввозникает некое сообщество людей, которые друг друга хорошо понимают, находясь в разных странах, воспитанные по-разному, с разными политическими взглядами. И они уже умеют что-то вместе творить, строить. И следующий тест для нас будет в том как мы поступим с нашей ближайшей соседкой Луной? Ну а потом и с Марсом?

- То есть к Марсу вы все-таки тоже примериваетесь?

- Для Сергея Павловича Королева конечной целью программы был полет на Марс… Скажу так: у нас в корпорации «Энергия» ведется много перспективных разработок. Этим я не раскрываю секрет, этим я хвастаюсь.

- В общем, Россия не отстает в космосе? А как же достижения Маска, как же два пилотируемых корабля, которые разрабатывают США?

- Единственное, в чем мы отстали, хотя уже и тут нагоняем, это в пропаганде наших достижений. В этом действительно Маск силен. И даже его же зарубежные коллеги на него, видимо, таят обиду из-за того, что он их обходит на поле пропаганды. Нет, мы с точки зрения технологий не отстали…

- Но корабль «Союз» у нас летает с конце 60-х годов — пятьдесят лет!

- «Союз», который сейчас летает – это совсем не то же самое, что было 50 лет назад. Вспомните про самолет Су-27, который был создан в 80-х годах. Сейчас мы показываем Су-35, основой которого был ещё тот Су-27 и для непосвященного взгляда они похожи. Внешность корабля, самолета не меняется потому, что не меняются законы физики. Ракета «Союз» была сделана гениально, корабль - абсолютно гениально. И наша цель модернизировать «Союз», улучшая его свойства и сохраняя его лучшие качества – надежность и эффективность. Сейчас это абсолютно современный корабль, цифровой.

В мире сейчас нет другой столь же надежно работающей грузопассажирской космической системы кроме системы «Союз»-«Прогресс». Как мы можем в этом смысле от кого отстать? Все остальные нас догоняют. Главное на месте не стоять.

КАК СТАТЬ КОСМОНАВТОМ

- Давайте из космоса приземлимся где-то в районе города Королев, где находится ракетно-космическая корпорация «Энергия». Очень важно, чтобы сейчас в отрасль пришла молодежь. Чем вы заманиваете молодых инженеров?

- У нас еще со времен Королева был летно-испытательный отдел с группой космонавтов-испытателей и космонавтов-исследователей. И он до сих пор выполняет интереснейшие задачи. Наши ребята планируют участвовать в отборе в отряд космонавтов, который Роскосмос на днях объявил. Есть такая мотивация у моих сотрудников - в перспективе летать на той технике, какую они сами создают. У нас в даже конкурс в отдел некий образовался.

- А какой институт лучше закончить, чтобы к вам попасть, а потом, если повезет, стать космонавтом, а потом, если повезет, отправится в экспедицию на Луну или другие планеты?

- МАИ, МГТУ им Баумана, Питерский военмех, другие политехнические и аэрокосмические вузы.