Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество22 февраля 2017 10:06

Петербургские меценаты выплатили за пенсионера двухмиллионый долг за раритетный ИЛ-14

Приставы выбивают с военного летчика по 500 тысяч рублей в год в качестве транспортного налога
Александр Александрович признается: за самолетом охотятся коллекционеры из Европы. Но он мечтает сберечь его для России.

Александр Александрович признается: за самолетом охотятся коллекционеры из Европы. Но он мечтает сберечь его для России.

Фото: Александр ГЛУЗ

СПАСТИ САМОЛЕТ

"Илюша" и Сан Саныч познакомились в Улан-Удэ. "Илюша" стоял в ряду товарищей, но самый-самый крайний, и, кажется, ни на что уже не надеялся.

Товарищей его, одного за другим, уже начали пилить.

«Илюша» – это ИЛ-14, пассажирский самолет, один из самых популярных в советские времена. А Сан Саныч – это Александр Александрович Поддубный, летчик первого класса, фанат авиации.

Встреча «Илюши» и Поддубного состоялась в далеком 1993 году. С тех пор они неразлучны.

- В конце 80-х ИЛ-14 начали снимать с эксплуатации. Самолеты резали на субботниках, на металлолом. И я, конечно, не мог на это дело просто так смотреть. Сердце щемило, - рассказывает 67-летний Александр Поддубный «Комсомолке». – Тогда летал на АН-26, ну и начал просить начальство – отправьте, мол, с рейсом в Улан-Удэ.

К тому моменту, как Поддубный все-таки прилетел в столицу Бурятии, его «Илюша» был последним целым самолетом. Остальные уже начали растаскивать на куски.

Но, конечно, сразу купить не получилось. Пришлось копить.

- Полгода ждал, переживал, все норовил слетать в Улан-Удэ – стоит он там или не стоит? Нервов потратил кучу, – смеется Сан Саныч.

И все-таки «Илюша» его дождался. Сколько пришлось заплатить за крылатую машину, Поддубный говорить не хочет. Но после расспросов дает наводку: мол, в те времена на эти деньги можно было купить несколько машин. Еще бы.

Супруга против покупки самолета не возражала.

- Она меня всегда поддерживала! А как иначе? Мы и летали с ней вместе, - объясняет Сан Саныч.

«НЕ СКУЧАЙ, ИЛЮША!»

В 90-х самолет, спасенный Поддубным, часто поднимался в воздух. Александр возглавлял клуб ДОСААФ в городе Мирный, что в Якутии.

- Мы летали раньше много, ребятишек обучали, - вспоминает те времена Поддубный.

Каждый год он получал свидетельство о летной годности. Поскольку самолет старинный, комиссия относилась со всей строгостью.

Александр Александрович отрекомендовался просто - Сан Саныч.

Александр Александрович отрекомендовался просто - Сан Саныч.

Фото: Александр ГЛУЗ

Сейчас «Илюше» уже почти 60 лет (см. «Справку «КП»). Не страшно было вообще садиться в кабину?

- Да вы что! И мысли такой не было никогда, - тут Поддубный, кажется, даже немного обижается на меня за глупый вопрос. – Никогда «Илюша» меня подводил. Потому что я люблю его, глажу, ухаживаю. Когда приезжаю на аэродром, всегда здороваюсь. Уезжаю – говорю, не скучай, «Илюша», я скоро вернусь. Да он мне – как внук родной!

В 2003 году Поддубный вместе с семьей переехал из далекого Мирного в Петербург. Летели, конечно, на личном самолете. И вообще - ради этого самого самолета. Говорит, мечтали с единомышленниками создать в Северной столице Музей летающих самолетов.

Но, как это у нас часто бывает, чиновников идея не заинтересовала.

А в 2007 году начался кошмар: самолеты обложили транспортным налогом – как автомобили и катера. С тех пор налоговая служба и судебные приставы на нашего Сан Саныча и точат зуб.

475 ТЫСЯЧ В ГОД

От этой арифметики становится дурно. Судите сами: в Петербурге транспортный налог - это 125 рублей за 1 лошадиную силу. А у «Илюши» - 1900 лошадиных сил в двигателе. И двигателей вообще-то два. Это вам не какой-нибудь «Пежо».

- Получается 475 тысяч рублей в год. Скажите, как мне такую сумму потянуть? - волнуется Сан Саныч. – А главное, я не пойму, зачем меня давить этим налогом?

Бюрократам никакого дела до дружбы человека и самолета нет. Должен платить – заплатишь. Так устроена система. Исключений быть не должно. Все маршируют строем.

Это единственный ИЛ-14 в России, который по-прежнему летает.

Это единственный ИЛ-14 в России, который по-прежнему летает.

Фото: Александр ГЛУЗ

Думаете, с Поддубного требуют за самолет те же деньги, что с владельцев авиакомпаний? Конечно же, нет. Коммерсанты, зарабатывающие на авиаперевозках миллионы, от таких налогов… избавлены!

Получаются, гигантские налоги в бюджет платят только коллекционеры и романтики вроде нашего Сан Саныча.

СРЕЗАЛИ ПЕНСИЮ

Поддубный честно пытался платить. Но сумма-то умопомрачительная. Начал копиться долг.

А налоговая служба не дремлет.

- Обратились они в Пенсионный фонд, и срезали мне 45 процентов пенсии. Теперь фонд эти деньги автоматом отсылает в налоговую, в счет моих долгов, - рассказывает мне ужасы летчик.

Раньше пенсия у него было около 20 тысяч. Теперь примерно 10 забирает налоговая. Весело живем!

- А в 2016 году начали меня судить со страшной силой. Самолет, он сейчас на аэродроме в Горелово, дважды арестовывали и выставляли на торги. Приставы еще и издевались: мол, дожмем тебя, а рухлядь твою продадим, - вспоминает Поддубный.

Те месяцы, что «Илюша» стоял на торгах, пенсионеру давались не просто. От мысли, что его самолетом распоряжаются посторонние люди, становилось дурно.

К счастью, обошлось. Самолет не продали, хотя покупатели были.

А в конце года Поддубного ждали новые «приключения».

- Взяли и списали с моего счета в банке все, что там было – 27 тысяч рублей. И даже не предупредили! Я остался перед Новым Годом без денег, - говорит Сан Саныч.

ДОЛГ ПОГАСИЛИ МЕЦЕНАТЫ

И все-таки судьба сжалилась над последним романтиком авиации. Его долги перед налоговой на днях погасили знакомые коммерсанты. Вместе с пени набежало почти два миллиона рублей.

- Старые знакомые помогли, - улыбается Поддубный. Распространяться на эту тему он не хочет: меценаты не ищут славы.

Поддубный не просто поддерживает в порядке двигатели - он и салон умудрился обновить.

Поддубный не просто поддерживает в порядке двигатели - он и салон умудрился обновить.

Фото: Александр ГЛУЗ

Новость подхватили журналисты. Только это еще не победа. На днях Сан Санычу пришел новый квиточек – 475 тысяч рублей за 2016 год. Будьте любезны заплатить до 1 октября.

Поддубный сдаваться не намерен. Передышку использует, чтобы накопить силы.

- Думаем, где еще найти деньги, прорабатываем разные варианты, - признается пенсионер.

Он пытался водить по ретро-самолету экскурсии, но много ли на этом заработаешь? Только расстройства одни: кто-то умудрился стащить у Сан Саныча несколько книжек по авиации.

24 ГОДА ВМЕСТЕ

А знакомые все терзают вопросом: зачем тебе, мол, самолет? Продай, купи квартиру, живи спокойно.

- Знаете, многие мои знакомые уже давно отошли от дел: кто пчелами занимается, кто картошкой, а кто водку пьет, - объясняет мне Александр Александрович.

Единственный способ для него избежать непосильного транспортного налога – это снять самолет с регистрации. По сути: «убить» его, превратить в груду металлолома.

- А я на это пойти не могу! Он же единственный во всем мире – который летает. Да, есть в музеях еще ИЛ-14 – но те уже не на ходу, - переживает пенсионер. – И вообще, мы же 24 года вместе.

Поддубный создал образовательную программу для молодежи. С 14 лет теория, с 15 лет можно уже начинать летать с инструктором.

Есть уникальный самолет, есть уникальный летчик. Но нет желания у петербургских чиновников. Так бывает.

Глядя на битву Александра Поддубного с бюрократами, невольно задаешься вопросом – может, у них к нему что-то личное? Может, стоит сверхзадача – уничтожить последний летающий ИЛ-14? Или за бумажками не разглядеть человека?

За «Илюшей», кстати, стоит очередь из покупателей. Заполучить машину мечтают коллекционеры из Германии, Чехии, Словакии, Голландии. А в России он, похоже, никому не нужен. Кроме Сан Саныча.

А еще говорят, что Петербург – колыбель русской авиации.

СПРАВКА «КП»

Ил-14, «Илюша», 58 лет.

Выпущен в 1959 году в Дрездене, по советской лицензии. Какое-то время «служил» в румынских ВВС, потом перешел в гражданскую авиацию. В 1978 году самолет вернулся в СССР.

Летал на Севере, по Сибири и Дальнему Востоку.

Налет сейчас – 27 тысяч часов.

Единственный летный экземпляр ИЛ-14 в России.

Александр Поддубный, 67 лет.

Родился в Белгородской области.

Окончил Черниговское военное училище, затем Киевский институт инженеров гражданской авиации. В авиации – 49 лет.

Налет – 14 тысяч часов.