Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Наука25 января 2017 10:11

«Протоны М» остались без двигателей

С Байконура отзывают движки самой мощной российской ракеты
Ракета-носитель «Протон-М». Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Казак

Ракета-носитель «Протон-М». Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Казак

У «Роскосмоса» кончилось терпение. Такого в истории российской космонавтики еще не было. Отзываются все двигатели второй и третьей ступеней самой мощной отечественной ракеты «Протон-М». Причем независимо от того, когда они были выпущены.

Отзыв двигателей - решение чрезвычайное. «Роскосмос» пока не называет их количества, но можно прикинуть «масштаб бедствия», если на второй ступени «Протона» стоят четыре двигателя, а на третьей - два. В ближайшее время должен был стартовать «Протон-М» с аппаратом EchoStar 21, теперь старт отложен на неопределенное время.

К Воронежскому мехзаводу претензии были давно. Потеря грузового корабля «Прогресс МС-04» 1 декабря прошлого года, который должен был отвезти космонавтам новогодние подарки, еду, запасы воды и кислорода, стала последней каплей. В 2011-м из-за некачественной работы двигателя РД-0110 мы потеряли другой «Прогресс ». Оба этих двигателя родились в Воронеже.

Да, на «Протонах М» стоят другие движки. Но, как я понимаю, тотальная проверка завода на этот раз не ограничилась только союзовскими двигателями.

20 января глава «Роскосмоса» Игорь Комаров провел на воронежском заводе выездное совещание. Первым его итогом стало увольнение, правда, по собственному желанию, гендиректора Ивана Коптева. Вторым - решение об отзыве протоновских двигателей.

В декабре 2016 года были проведены испытания двигателя второй ступени ракеты-носителя «Протон-М». И тогда обнаружили, что при изготовлении двигателя использовался припой, который не соответствовал конструкторской документации. Вместо штатного был применен другой, более дорогостоящий припой. И дело не в том, что в нем больше драгоценных металлов, а в том, что он не соответствует технологии, - объяснили в «Роскосмосе». Поэтому было решено проверить все двигатели, в которых использован «неправильный» припой.

Аудит возвращенных двигателей поручен знаменитому подмосковному НПО «Энергомаш», где и по сей день выпускают самые надежные российские ракетные двигатели (только НАСА их закупило в последние годы около сотни штук).

А в Воронеже сейчас, кроме специалистов «Роскосмоса», работают еще и сотрудники Следственного комитета и ФСБ. Так что, похоже, будут еще и уголовные дела...