Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество26 мая 2016 22:00

ЦРУ на страже демократии

Почему американские спецслужбы не жалеют денег на поддержку российских экологических организаций?
Артем ДЕНИСОВ
Коллаж: Дмитрий ПОЛУХИН

Коллаж: Дмитрий ПОЛУХИН

То, что российская оппозиция финансируется Западом, давно уже стало общим местом для критики российских либералов и поводом для шуток на тему «печенек госдепа» - для них самих. Однако в некоторых случаях такое финансирование действительно существует. Причем поступает оно от структур, непосредственно связанных с ЦРУ.

«Просыпаться по будильнику? Не могу»

В переписке членов Совета «Экологической Вахты по Северному Кавказу» за январь 2015 года, случайно попавшей в руки журналистов, упоминается получение денег от некой Кейт Уоттерс и фонда NED. Средства, которые должны были тратиться на помощь отправленному за решетку экологу Евгению Витишко, стали поводом для громкого скандала внутри «ЭкоВахты».

«Нескромный вопрос «А на что вы живете?» им приходится слышать часто. Отвечают спокойно: «На грантах сидим». Большая часть грантов - «оттуда», - писала в августе 2006 года на сайте Международного социально-экологического союза Татьяна Львова, бывшая супруга координатора «ЭкоВахты» Андрея Рудомахи.

И тут же приводила его собственные слова: «Не представляю, как это люди на своих работах работают, - просыпаться каждое утро под будильник, ехать в какую-нибудь контору, отсиживать там восемь часов. Нет, я не могу так».

Кто стоит за финансированием одной из самых известных российских экологических организаций?

«Экологическая Вахта по Северному Кавказу»

Создана в 1997 году. Возглавляет ее Андрей Рудомаха, который сначала был приверженцем анархистских взглядов, а в 2012 - 2013 годах возглавлял краснодарское отделение «Яблока». Сейчас Рудомаху принимают в своих кабинетах губернатор Кубани Вениамин Кондратьев и премьер-министр Адыгеи Мурат Кумпилов, его включают в различные советы при главах этих регионов.

В 2012 году «Вахта» прославилась на всю страну - ее активисты Сурен Газарян и Евгений Витишко были приговорены к трем годам условного заключения за порчу забора черноморской резиденции в Голубой бухте. Затем Газарян сбежал из России в Евросоюз, а Витишко условный срок заменили на реальный, он стал одним из самых известных «политзаключенных» современной России.

Кампания в защиту Витишко объединила многих известных оппозиционеров и правозащитников, ему старались оказывать не только моральную, но и материальную помощь. Оказалось, что часть из этих денег была потрачена совсем на другие цели.

«Осенью Кейт Уоттерс из средств Crude Accountability выделила $2000 на защиту Жени Витишко. Деньги были даны на оплату адвоката. Однако в декабре… стало известно, что Дима по своему усмотрению растратил из этих средств на свои личные нужды около 30 тысяч рублей и что этих средств уже нет» - так Андрей Рудомаха жаловался членам совета «ЭкоВахты» на их коллегу в январе 2015 года.

Помимо организации Crude Accountability, деньги поступали от NED - Национального фонда поддержки демократии, который напрямую финансируется конгрессом США. Известно, что до конца августа 2015 года из денег NED на поддержку Витишко должны были потратить $6000.

«Деньги Crude можно тратить на еду или на передачу Жене наличными (желательно, чтобы он написал об этом расписку, так как за эти средства нужно отчитаться). На транспортные расходы и гостиницу эти деньги тратить не нужно, так как для этих целей предназначены деньги NED», - поучал «вахтеров» их лидер.

В реальности же за этими финансовыми потоками стояли одни и те же «благожелатели».

Crude Accountability

На официальном сайте говорится, что организация сотрудничает с «местными активистами и общественными группами стран Каспийского бассейна для охраны природы и для обеспечения экологической справедливости при разработке и эксплуатации природных ресурсов». Однако организация занимается и откровенно политической деятельностью. В 2011 году Crude Accountability обнародовала доклад «Реформы в Турк­менистане, удобный фасад» об итогах правления Гурбангулы Бердымухамедова, а в

2012-м - доклад «Процветание и прозрачность в Азербайджане ограничены».

В Краснодарском крае основатель и исполнительный директор Кейт Уоттерс начала активную работу в 2007 году, оказавшись вместе с Андреем Рудомахой у истоков общественной организации «За спасение Тамани!». Основной задачей движения было не допустить строительства нефтяного и газового терминала компании «Таманьнефтегаз» на Таманском полуострове возле поселка Волна.

Донорами Crude Accountability указаны «Фонд Евразия» и Национальный фонд поддержки демократии.

National Endowment for Democracy

Национальный фонд поддержки демократии был создан в 1983 году для «роста и укрепления демократических институтов по всему миру». Финансируется преимущественно из бюджета США. В 2013 - 2014 годах NED предоставил российским коммерческим и некоммерческим структурам финансовую помощь на сумму около 5,2 млн. долларов США.

«Используя возможности подконтрольных российских коммерческих и некоммерческих организаций, Национальный фонд в поддержку демократии, в частности, участвовал в работе по признанию нелегитимными итогов выборных кампаний, организации политических акций с целью влияния на принимаемые органами власти решения, дискредитации службы в Вооруженных силах России», - говорится в материалах Генпрокуратуры РФ.

О связи NED с ЦРУ говорят не только российские официальные органы, но и американские исследователи. Идейными вдохновителями NED западные СМИ называют директора ЦРУ Уильяма Кейси и специалиста по тайным операциям Уолтера Реймонда-младшего.

Не скрывают работу на разведку и сами руководители фонда:

«Для демократических групп во всем мире было бы ужасно оказаться уличенными в получении денег от ЦРУ. Мы видели это в 60-е годы, и именно поэтому оно (финансирование) было прекращено. Мы не имели возможности делать это, поэтому и был создан фонд», - сообщил президент NED Карл Гершман в статье The New York Times.

«Многое из того, что мы делаем сегодня, делалось тайно ЦРУ 25 лет назад», - пояснил один из основателей NED Аллен Вайнштейн в интервью Washington Post.

В июле 2015 года Министерство юстиции включило NED в перечень неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории страны. За сотрудничество с организацией гражданам РФ грозит штраф до 15 тыс. рублей, юрлицам - до 100 тыс. рублей, в случае повторного нарушения - уголовная ответственность в виде штрафа или лишения свободы от 2 до 6 лет.

Финансы и романсы

Но похоже, что даже помощь Витишко была не таким уж большим приоритетом для руководства «ЭкоВахты».

«Непонятно, почему Яндекс-кошелек, который, по идее, и создавался для сбора средств на еду, поездки и все прочее, не используется и никто вообще сбором пожертвований не занимается (или занимается, но непонятно, куда они уходят)», - удивляется заместитель координатора ЭВСК Дмитрий Шевченко.

В процессе финансовых разборок и взаимных обвинений членов совета «ЭкоВахты» выясняются все новые подробности.

«Где 6 тысяч, которые были выделены на поездки, но из которых пока никто ничего не получил? - волнуется Сурен Газарян. - Насколько я понимаю, все деньги приходят сейчас на частные счета, но на цели и задачи организации».

Дмитрий Гутов, обвиненный Рудомахой в растрате, причиной присвоения называет именно задержку на месяц зарплаты в «ЭкоВахте». А закончилась эта история еще большим скандалом. В 2016-м Гутов попытался получить политическое убежище в Латвии и помощь от Freedom House. В апреле Рудомаха написал этой организации письмо на бланке «ЭкоВахты», рассказав про денежный скандал в январе прошлого года и потребовав не помогать опальному активисту. Один из основателей ЭВСК Сурен Газарян обвинил Андрея Рудомаху в доносах на соратников и публично вышел из совета «ЭкоВахты».

Похоже, самим радикальным экологам американские доллары не всегда идут на пользу, ведь из-за этих денег они готовы предавать своих же товарищей, лгать и жульничать. Но даже та часть грантов, которая все же тратится «по назначению», если и приносит пользу стране, то вряд ли нашей.