Интерес и к фильму, и акции-презентации "Эликсира" в Берлине был большим. Фото: Александр Тананов, оператор фильма "Эликсир"
21 февраля в Берлине завершился, пожалуй, самый зрительский Международный кинофестиваль Берлинале. Россию на нем представляли три режиссера, имеющие в той или иной степени отношение к Твери.
«Комсомолка» особенно пристально следила за фильмом «Эликсир» нашего земляка Даниила Зинченко.
- Как в нескольких словах передать поездку?
- Больше всего шокировало, что еще за несколько дней до первого показа, все билеты на первый сеанс в Берлине были проданы. Полный зал в огромном Дворце - это было очень приятно и неожиданно. Второе и, наверное, самое главное, что порадовало: зрители смотрели очень внимательно и задавали очень серьезные вопросы.
- Если верить в теорию знаков, было ли что-то, что указывало бы на успех «Эликсира» заранее?
- Основной знак: приглашение участвовать в фестивале нам прислали в Рождество 7 января. По сути, это как бы стало и датой рождения фильма. После этого мы лишь что-то доделывали и улучшали.
- «Эликсир» побывал и был представлен на нескольких российских фестивалях. Теперь вот Берлин. Атмосфера российских и иностранных фестивалей отличается?
- Я бы лучше сказал, чем они сходны. И у нас, и в Европе журналисты и критики мне постоянно задавали один и тот же вопрос: «Как в России сегодня удалось снять фильм без бюджета?» (Все актёры в группе снимались бесплатно. - Ред.)
А вот, что касается зрителя, то ему на эту деталь было все равно. И тут, и там публика приходила подготовленная, ориентированная на то, чтобы именно смотреть кино. И они смотрели. И в России, и в Берлине никто не выходил из залов, и никто не разговаривал на сеансах.
- И все-таки была разница в восприятии фильма публикой?
- Конечно, для нас было большим экспериментом представить в Европе фильм с чисто русскими мифологемами - темным лесом, Родиной-Матерью... Но, знаете, они поняли. Возможно, не так, как мы. Но поняли, что это что-то очень важное для нас. Им понравился наш язык образов, оценили они и сюжет, и звук в картине. Единственное, иностранцы больше теряли из-за не совсем качественного перевода. Русскому более понятен язык, он может найти параллели в литературе и поэзии. Иностранцы этого лишены.
Но удивило меня, что европейский зритель обращал внимание на многие детали, которые, как казалось мне, останутся незамеченными. Это кстати было понятно и по вопросам: не было ничего отвлеченного.
- Например?
- Я с большим трепетом отношусь к работе не кого-то отдельно, а всей нашей группы. Зритель часто замечает работу режиссера, оператора, актеров, но очень часто забывает звукорежиссера. Поэтому мне очень запомнились вопросы именно по звуку. А, надо признать, иностранцы его оценили.
- Европейские СМИ помимо фильма отмечали и ваш флешмоб-презентацию фильма на улицах Берлина.
- Да, реагировали отлично (смеется). В костюмах духов была одна наша девушка и друг из Японии, кстати, танцор буто (направление современного японского танца. - Ред.). Ну а так как в Японии богатая культура духов и особой пластики с ними связанной, то ребята реально входили в полутранс. Стоило нам выйти, собиралась публика по сто с лишним человек и ходила за нами. Охранники поначалу пытались разогнать толпу, но потом поняли, что не получится и отстали.
- Наверняка Берлинале вдохновил. Что в планах?
- Нельзя сказать, что Берлин нам открыл глаза и мы вдруг обрели вдохновение. Да, после фестиваля нами заинтересовались и это приятно. Посмотрим... Но и свои планы у нас есть всегда. Сейчас с моим другом и продюсером Андреем Сильвестровым будем доделывать фильм «Прорубь», к концу лета завершим картину «Россия как сон». Есть и еще задумки, но об этом пока рано говорить.
- Какова дальнейшая судьба фильма? Что дальше?
- 4 марта у нас состоится премьера в Москве. Примерно в середине марта начнется небольшой прокат опять-таки в Москве и точно в некоторых городах России.
- Можем ли надеяться, что и в Твери показ состоится?
- Права на фильм мне уже не принадлежат, они у прокатчиков, которые и будут заниматься продвижением «Эликсира». Но, думаю, приезд в Тверь - это реально.