Вы уверены, что желаете добра своему ребенку, сотворив из него кумира?
Фото: Андрей КАРА
Недавно мне пришлось почти весь день провести в метро. Туда-сюда, туда-сюда. Ездила, людей разглядывала. И вот какое сделала наблюдение: чем старше пассажир, тем паршивее он одет. Про старушек не говорю: на 15 тыщ пенсии можно только хозяйственным мылом голову помыть. Но вот едет, допустим, тетка лет пятидесяти. Еще крепкая, поживет еще лет тридцать. Но сумочка «Ченг-фуенг», бареточки из клеенки, причесочка... Когда в гроб положат - тогда уж и причешут, и оденут – на последний бал Наташи Ростовой. И тут заходит какая-нибудь молодежь старшего школьного возраста. Смартфон-луивиттон минимум. Если парень, то ремень у него "Гермес", естественно.
Положим, серенькие тетки – не родительницы модных ребятишек. Родительницы, может, где-нибудь стоят в пробках на «БМВ» и «Ауди»…
Но даже если это допустить, то все равно очевидно: большинство людей «за…» в метро выглядят скверно, большинство подростков – будто шагнули с подиума.
Что, все малоимущие сговорились своих детей под замком держать, а зажиточные своим приказали в метро ездить? Флешмоб такой?
Нет, я думаю, другое. Осыпают гаджетами и «Гермесами» своих чад – даже те, кто не очень-то себе это может позволить.
Механизм известный: в любом классе есть пара-тройка трендсеттеров, у которых всегда свежий айфон и брендовые вещи. И вот уже родители всего остального класса из кожи вон лезут, чтобы у их кровинушек было не хуже, чем у Васи, которого привозит водитель на «Мерседесе» и который почему-то твердый хорошист, хотя его ни разу за полгода не вызвали к доске.
Современный человек живет в мире, где перепуталось зло и благо. Реликтовые ценности не увлекают. Господь уже не тот: Гагарин его не видел, а те, кто видят теперь, не внушают доверия.
Родина – не та. Как говорит писатель Дмитрий Быков, все мы сегодня эмигранты, но не мы с Родины уехали, а она из-под нас.
Мы выросли в одной стране, а наши дети - совсем в другой.
Мы жили в советском детерминированном мире, в котором «человек рожден для счастья», а теперь оказались в реальности, которую лучше объясняет сартровское «человек осужден быть свободным». Свобода – не столько счастье, сколько ответственность за свои дела.
Афоризм же про «счастье» - разоблачен и низвергнут, поскольку принадлежит вовсе не Горькому, как некоторые считали, а герою очерка "Парадокс" В.Г. Короленко, безрукому калеке, который-то как раз счастья лишен и острее чувствует несчастье…
Любовь к ближнему? Милосердие? А с какой стати? Еще чего. Самим мало.
Любовь неубедительна.
За исключением той, которую мы дарим детям. Это действительно твердыня – не поспоришь. Люди радостно уцепились за чадолюбие, как утопающий за соломинку. Декларация «Я живу ради ребенка» прибавляет и самооценки, и уважения. Опытные матери наставляют молодых: «Мужик – он что? Пришел-ушел. А ребенок с тобой навсегда».
Дети – божки безбожного времени.
И вот сегодня входит в метро младое племя. Ему предстоит жить в классовом обществе, где на зарплату молодого специалиста не то что смартфон не купишь – не прокормишься. Но родители судорожно пытаются оттянуть момент прозрения, имитируют декорацию всеобщего равенства, в которой выросли сами. Наряжают взрослеющего отпрыска в розовый позитивчик. Не будемте думать о нехорошем – о горе, страданиях, несправедливости. И – яко тает воск от лица огня - исчезнут нищие, старухи, калеки, больные собаки… Никому не нужно помогать, уступать место, выручать. Ведь у нас-то все хорошо, да? И наступит коммунизм в отдельно взятой судьбе – вашего ребенка. Он, может быть, и наступит, но что будет, когда ваши ресурсы - материальные или моральные – истощатся? Не окажется ли цена благодеяний слишком высока?.. Ведь, как справедливо замечает тот самый калека в «Парадоксе», «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».