Премия Рунета-2020
Тверь
+22°
Boom metrics
Общество10 октября 2012 7:50

Рубить капусту - дело нелёгкое, или Как корреспондент "Комсомолки" бился за урожай

Хочешь квашенной на закуску, потопчи болото и получи натурой [испытано на себе + много фото + эфир радио "КП"]
Источник:kp.ru
За работой

За работой

Ранее утро вторника 9 октября, туман. Дворники лениво помахивают метлами, подметая окурки и шелуху от семечек у остановок транспорта. Автобус, который должен отвезти меня к труженикам полей, все не идет. Стою один на остановке и думаю о нелегкой доле жителя села. Вставать рано, на поле наверняка сыро, работать согнувшись в три погибели.

Тут мои невеселые мысли нарушает дед, вполне конкретно определяя виновника утреннего томления.

- Не идет, паскуда! – погрозив кулаком в сторону, откуда должен появиться автобус, говорит он. – Туман ему энта мешает!

На деде приличный кожаный плащ, под ним пиджак, на голове кепка, а на ногах резиновые сапоги до колен.

- Вот отработал в аптеке, тута подмел, канаву вычистил, – обращаясь будто к целой улице сразу, говорит дед. – А теперя можно и на поля.

Деда зовут Вася (именно так, категорично он представился), ему 63 года. Лучистые морщинки вокруг глаз выдают его добрую, но, наверняка, с хитринкой натуру.

Поудобней усевшись на заборе, дед достает пластиковую поллитровку с водой, бережно выливает треть жидкости, затем, из другого кармана, с ловкостью профессионала, извлекает флакончик «Боярышника» и бережно вливает в бутылку.

- По какому поводу с утра? – спрашиваю его я.

- Да так, без повода, - говорит дед и, потупившись в землю, добавляет, – вот 13 лет как свою жену в Бологом оставил на кладбище, с тех пор и пью. Перед аптекою убираюсь, там мне плотют 120 рубелей. Вот, имею возможность.

Усевшись в опоздавший на 10 минут автобус, дед вполне заменяет радио. Водитель старика хорошо знает, дед Вася 18 лет уже убирает капусту, полет свеклу и морковь на полях овощеводческого хозяйства «Калининское».

Дед Вася в автобусе работал гидом и радио одновременно

Дед Вася в автобусе работал гидом и радио одновременно

На древнем автобусе непонятной марки мы собираем по всему городу народ. Набралось 17 человек - попросту бедные люди с крошечными зарплатами и пенсиями. Те, кто за рубку грядки капусты длинной больше полкилометра готов получать натурой 15 килограммов овощей. И - я, пожелавший вкусить нелёгкой доли крестьянского труда.

В самом хозяйстве к нам присоединяется еще стайка парней с ближнего южного зарубежья. Они, входя в автобус, тушат о подошвы недокуренные сигареты и бережно кладут окурки в пачки.

Битва за урожай

На полях хозяйства тот же туман, что и в Твери. Видимость метров 10-15. Несколько бригадиров, как на сборном пункте, выкрикивают фамилии. Подхожу, представляюсь.

- Так, на загрузку у нас иностранцы, ты на рубку, ­- четко, будто на плацу говорит женщина-бригадир и показывает рукой куда-то в туман. – Все, давай двигайся туда. Там покажут, что, где и как.

Оказалось, что инструмент для рубки надо было брать с собой из дома. Я, увы, этого не знал. Местное бригадирское начальство смотрит на меня, как на инопланетянина. Но после того, как я объясняю, что топоров или огромных ножей у меня дома нет, выдают добротный тесак.

Двигаюсь за основной толпой народа. Под ногами начинает чавкать вода. Через 50 метров я понимаю, что мы идем по полноценному болоту. Не хватает только мха и клюквы.

В таком болоте пришлось встречать  утро

В таком болоте пришлось встречать утро

- Вот что дожди наделали! – говорит пожилой мужчина, севший в автобус на Пожарной площади.

Некоторые ряды капусты стоят по кочан в воде.

Вдоль бровки перебираюсь за огромную лужу, раскинувшуюся на поле, и попадаю на место, где сравнительно сухо. Но это не спасает. Ноги в кожаных ботинках уходят в землю по щиколотку.

Уже другой бригадир выделяет мне гряду.

- Руби под самый кочан и кидай вот сюда или вот сюда, – указывая на борозды, заполненные водой, в которых плавают десятки кочанов, говорит женщина.

Работа, на первый взгляд, не сильно сложная. Наклоняешь капусту, взмахиваешь тесаком, и вот кочан со скрипучим хрустом покатился в сторону.

Монотонный стук тесаков, чавканье грязи под ногами и шуршание кочанов нарушает женский крик:

- Помогите, помогите! Человек тонет!

Я уже ушел вперед, да и в тумане не сразу разберешь, что случилось. Бегу назад. Оказалось, что пенсионер, тот, с Пожарной площади, который и так едва держится на ногах, оступился в этом болоте. Теперь он лежит и хрипит в достаточно глубокой луже. Беру его под мышки и ставлю на ноги. Воды, кажется, дед не нахлебался.

Корреспонденту "КП" пришлось вытаскивать этого старика из лужи

Корреспонденту "КП" пришлось вытаскивать этого старика из лужи

- Куда ж тебя понесло, отец, - говорю я деду, – так и утонуть не долго. Плюнь на эту болотную капусту, уж лучше сразу иди, где повыше.

Тот только отмахивается от меня.

Первую гряду заканчиваю быстро. В луговом болоте капуста растет явно плохо, мне без всякого сельскохозяйственного образования это прекрасно видно. Сижу на кромке поля, пью крепкий домашний чай, благо догадался прихватить термос. Народ вокруг сушится и выжимает носки.

Поле капусты без конца и без краю

Поле капусты без конца и без краю

Следующее поле в метрах пятистах от этого. Воды там, на радость всем, нет. Я беру вторую гряду. И про себя начинаю задумываться: «Если возьму натурой, то будет где-то 30 килограммов овощей, как же я их попру на себе? Это практически вес хорошего барана». Здесь кочаны все как на подбор - 3–4 килограмма белые и наливные. К середине второй грядки начинает побаливать спина. Пенсионеры остались далеко позади, многие уже держатся за поясницы и сгибаются медленно с гримасой боли на лице.

Корреспондент "КП" Александр Громов с собранным урожаем

Корреспондент "КП" Александр Громов с собранным урожаем

Навстречу нам идет и рубит капусту группа молодежи.

- Откуда? – спрашиваю я.

- 38 лицей, - отвечают они. Ребят подгоняют старшие.

- Давай быстрее, такие молодые, а уже устали! – дергают студентов руководители групп.

Работа все больше и больше начинает напоминать труд на плантациях солнечной Африки.

Последние 20 метров даются с особым трудом, но я не останавливаюсь и помогаю еще пенсионерке, которая не может ни согнуться, ни разогнуться.

Работа сделана

Работа сделана

Берем натурой

Вообще-то овощи, которыми оплачивают работу, положено получать на следующий день. Но я договариваюсь, чтобы не ехать в хозяйство еще раз, забрать все сегодня. За пять часов работы в земле и воде мне полагается 30 килограммов овощей или 250 рублей.

- Берете натурой? – спрашивает меня женщина-кладовщик.

Я киваю головой и выбираю натурпродукт. Есть морковь, свекла и капуста. Можно брать один или несколько видов овощей в любых пропорциях. Качество отличное. Беру 20 килограммов капусты и по пять моркови и свеклы.

Погрузка в автобус

Погрузка в автобус

От склада до автобуса все тащат мешки с колоссальным трудом. 30 килограммов врезаются в спину и оттягивают руки. Такими же титаническими усилиями доставляю овощи домой.

С дарами полей

С дарами полей

И только у себя в квартире, доедая салатик из свеженькой моркови и капусты, понимаю, насколько замечательно иметь свое хозяйство, несмотря на все заботы и тяготы борьбы за урожай.

Только цифры

Стоимость овощного набора заработанного корреспондентом «КП» по рыночным ценам

20 килограмм капусты + 5 килограмм свеклы + 5 килограмм моркови = 345 рублей

Однако 30 килограмм моркови на рынке обойдутся в среднем в 600 рублей.

Плоды стараний

Плоды стараний

Как поехать "на картошку"

В 2012 году тверичане могут подзаработать, поехав убирать капусту. Каждый день автобус "Пазик" или "Газель" стартуют от кинотеатра "Мир" в 8.00. В 15.00 вас привезут обратно в город. Капусту предстоит убирать на просторах полей овощеводческого хозяйства "Калининское".

Оплата: 0,5% от собранного, если капусту срезать. И 1% от собранного, если капусту в мешках грузить в машины (как это делали гастарбайтеры). Наконец, третий вариант оплаты, можно просто получить 250 рублей.