Премия Рунета-2020
Тверь
+8°
Boom metrics
Происшествия21 ноября 2011 13:30

В Тверской области вертолет пропал так стремительно, что не успел подать сигнал бедствия

Сотни спасателей и добровольцев - камуфлированные, утепленные и дико усталые, продираясь сквозь Оршинские болота, - уже несколько суток ищут пропавшего пилота и его винтокрылую машину [фото + видео + подробности с места поисков]

Пятница и Робинсон

Белый геликоптер «Robinson-R44» вылетел из Городни Конаковского района в сторону Орши вечером в пятницу, 18 ноября. Полет был прогулочным.

В 19.30 в районе Оршинских болот раздался радиосигнал аварийного буя вертолёта, но точных координат сигнала засечь не удалось - через 10 секунд буй перестал подавать признаки жизни.

Больше ни вертолет, ни его пилота, директора Редкинского опытного завода Евгения Курбатова, никто не видел. По информации «Комсомольской правды», летный стаж Евгения всего 20 часов, он - пилот-новичок.

На следующий день в Твиттере был брошен боевой клич, призывающий неравнодушных добровольцев подключиться к поиску пропавшей машины. Место сбора - деревня Литвинцево, там же обустроился и лагерь МЧС.

Первым делом, приехав в Литвинцево еще перед рассветом, я пошел к спасателям. В джипе над картой местности «колдовали» начальник областного МЧС Арсен Григорян и глава Калининского района Дмитрий Чижов.

Главный спасатель области Арсен Григорян - наши карты еще не биты

Главный спасатель области Арсен Григорян - наши карты еще не биты

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

Спасатели стояли вдоль проселочной дороги молча и организованно - человек 120, переминаясь с ноги на ногу, в строю ждали, когда им скажут - куда идти и где искать.

Не мудрствуя и не лукавя, я втиснулся между ними и сразу почувствовал себя белой неуместной вороной. Меня выдала австрийская полевая куртка, предательски выделявшаяся средь российских бушлатов спасателей, и глупая радостная физиономия, сверкавшая на фоне сосредоточенных лиц сотрудников МЧС. Закурив в некурящем строю, я сделал шаг вперед и ретировался в лагерь добровольцев, «осевших» на въезде в Литвинцево.

Глава Калининского района Дмитрий Чижов (слева) призвал на поиски вертолета добровольцев

Глава Калининского района Дмитрий Чижов (слева) призвал на поиски вертолета добровольцев

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

Лагерь добровольцев

Лагерь добровольцев

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

Джипы, квадроциклы, палатки, костры, котелки, топоры и средь всего этого - десятки отчаянных поисковиков-любителей и профессионалов из Твери, Калининского района, Москвы и Подмосковья.

Меня сходу накормили сосиской, втиснули в руку стакан с горячим кофе и велели записаться в журнал, присвоив № 50.

- Будешь старшим группы! - обозначив мою призрачную участь, выдернула меня из толпы деловитая девушка Алина.

- Какого … ? Зачем? Хотя ладно, буду, где группа? - с тоской ошарашено брякнул я.

- Сейчас наберем человек пять, и выдвигайтесь.

Навигатора нет, компаса нет, знание местности - ноль, поэтому моя «моисеевская» уверенность быстро сменилась «сусанинской» перспективой, да и поляков среди добровольцев не заметно.

- Я самопонижаюсь в должности, ликвидируйте меня из списка ответственных персон, - честно расставив точки над своей спасательной карьерой, проинформировал я Алину.

- Пф-ф-ф, - изрекла Алина, отвернулась и пошла искать новую «жертву».

- Поедем с нами, нам люди нужны, - взял меня под крыло своей группы джиппер из клуба «Профи 4x4» Павел Лепешенко.

В «диком углу» и бобры, как медведи

Наша группа, с позывным «Лиса-6» и разношерстным составом в 15 человек, отправилась в настоящую преисподнюю - одно из самых гиблых мест в Оршинских болотах, так называемый доможеровский «дикий угол».

Лесник Евгений Лишанов называет оршинские топи "диким углом"

Лесник Евгений Лишанов называет оршинские топи "диким углом"

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

- Там уже уйма людей пропала, в основном грибники, - поведал в толпу людей, под завязку набившими собой джип, лесник Евгений Лишанов. - Да не бойтесь, нашли их, хоть и не сразу.

- Медведи в лесу есть? - опередила меня вопросом москвичка Лена из поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт».

- Есть один, но на болота он не заходит, что ему там делать-то?

Штурм оршинских дебрей и топей мы начали с окраины деревни Анашкино. Цепью вошли в лес. С тех пор почти никого из них я так и не увидел - через час поисков вертолета понял, что заблудился.

«Где я, кто я, и если это я, то что здесь делаю?» - слово в слово повторял я вопрос из ночных кошмаров пожизненно осужденных. То тут, то там в болоте мелькало нечто напоминающее лопасти пропавшего «Робинсона». Я продирался к ним сквозь топи и поросли и в десятый раз разочаровывался, обнаружив, что это не лопасти, а поваленные полусгнившие стволы берез.

Бескрайние топи - преисподняя поисков

Бескрайние топи - преисподняя поисков

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

И вот, весь в синонимах от «болвана» и антонимах от «беспредельно крут», «комсомолец» Косоруков выбрался на нечто, напоминающее заброшенный тракт. Выбрался… и сразу окунулся по пояс в ледяную воду, соскользнув с дороги на бобровую плотину.

Из жижи я выбирался долго, громко и нецензурно благодаря бобров. Дальше все было более-менее позитивно.

Сверкающего голыми пятками, с сапогами под мышками и свежевыжатыми шерстяными носками в руке, корреспондента «Комсомолки» обнаружили на тракте тверские добровольцы на вездесущем УАЗе.

- Залезай, бедолага, - приветливо распахнув двери, затащил меня внутрь Алексей Вальберг, начальник отдела аварийно-спасательного формирования «Экологическая безопасность».

- Хоть кого-то нашли и спасли, - захохотал его товарищ, управляющий автосервисом доброволец Борис Щербаков.

От заката до рассвета

Мы бороздили Оршинские болота до самого заката. Плутали, ныряли в колдобины, вгрызались в торфоразработки, скакали по узкоколейке, истерично хохотали и задумчиво сканировали красными от усталости глазами горизонты в поисках вертолета.

Не нашли.

Спасители корреспондента "Комсомолки" - Алексей Вальберг (слева) и Борис Щербаков

Спасители корреспондента "Комсомолки" - Алексей Вальберг (слева) и Борис Щербаков

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

- Знакомство с красотами родных краев надо заканчивать, - вынес вердикт нашим поискам мой тезка из экологической безопасности. - По уму, здесь надо задействовать не меньше тысячи человек и метр за метром прочесывать квадрат за квадратом.

- И чтоб за руки они держались, и чтоб эти руки у них были десятиметровые, а то потеряются, - подхватил водитель Боря.

- И глаза на затылке, и жены не ревнивые, - завершил поисковый бред я.

В лагерь мы вернулись затемно. Полевая кухня МЧС встретила нас ароматом гречки с мясом, колбасной нарезкой, сыром, горячим молоком и чаем.

Полевая кухня МЧС стала мечтой промерзших поисковиков

Полевая кухня МЧС стала мечтой промерзших поисковиков

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

- Я здесь уже третьи сутки, - задумчиво глядя мне в глаза, говорит главный спасатель области Арсен Григорян.

Генерал-майор устало показывает рукой на болотного цвета вездеход.

- Задействуем наземную и воздушную технику, вертолеты, беспилотники, самолеты, прочесываем квадрат за квадратом, да ты и сам все видел, завтра на рассвете вновь начнем, придешь искать?

- Нет, завтра мне надо обо всем рассказать читателям и радиослушателям.

Генерал жмет мне руку и вновь погружается в бесконечную зелень карт.

P.S. По информации «Комсомольской правды», пропажей вертолета, в том числе, занимаются Следственный комитет России и ФСБ. Вероятно, это связано с тем, что Евгений Курбатов, которому и принадлежит вертолет, руководит предприятием, работающим на «оборонку».

А в это время

Главное управление МЧС России по Тверской области сообщает, что, по состоянию на 20 ноября, в поисках пропавшего вертолета задействовано шесть поисково-спасательных групп по шести наземным маршрутам, три беспилотных летательных аппарата, четыре воздушных судна и несколько групп волонтеров и добровольцев. Всего в поисках участвовало 613 человек, 77 единицы техники, водный транспорт.

Дословно

«В понедельник мы расширили зону поиска вертолета еще на 15 километров. Поисковая операция не прекратится ни при каких условиях - будем искать, пока не найдем». (Начальник Главного управления МЧС России по Тверской области Арсен Григорян 21 ноября 2011 года в эфире радио «КП» (99,3 FM))

Справка «КП»

Вертолет Robinson-R44

Экипаж: 1+3 чел.

Дальность полета: 650 км

Длительность полета: 3,5 часа

Длина с винтом: 11,75 м

Высота: 3,27 м

Полный взлетный вес: 1089 кг

Климатические условия: -50…+50 °C

Начиная с 2003 года (первое авиационное происшествие с вертолетом Robinson в РФ) по 2009 год произошло 12 авиационных происшествий. Погибло 7 пилотов и 12 пассажиров (по материалам Виликопедии)

Важно!

Если вы знаете о месте крушения вертолета, сообщите об этом по телефонам:

ГУ МЧС России по Тверской области - (4822) 39-99-99

Единая дежурная диспетчерская служба Калининского района - (4822) 34-46-68

Редакция «Комсомольская правда»-Тверь» - (4822) 33-93-63.

Не собачья это работа - из болота тащить вертолеты

Не собачья это работа - из болота тащить вертолеты

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

Добровольцы прибыли не только из Твери, но и из Конаково и Москвы

Добровольцы прибыли не только из Твери, но и из Конаково и Москвы

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

Улыбка в оршинских болотах

Улыбка в оршинских болотах

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

Частный вертолет стал общей проблемой

Частный вертолет стал общей проблемой

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

Охотники на приключения

Охотники на приключения

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

Тверской джипер Павел Лепешенко (справа) возглавил поисковую группу "Лиса-6"

Тверской джипер Павел Лепешенко (справа) возглавил поисковую группу "Лиса-6"

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

Изломы поисков - узкоколейка в никуда

Изломы поисков - узкоколейка в никуда

Фото: Алексей КОСОРУКОВ

УАЗ-покоритель подмял покорил оршинские болота

УАЗ-покоритель подмял покорил оршинские болота

Фото: Алексей КОСОРУКОВ