Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Политика28 января 2011 10:50

Полиции запретили разгонять дубинками мирные митинги

Госдума приняла законопроект «О полиции» с поправками во втором и третьем чтениях

Ничто не должно помешать парламентариям реформировать российскую правоохранительную систему ― решили в Госдуме, и отказались переносить голосование законопроекта «О полиции», как это предлагали сделать КПРФ и «Справедливая Россия». И на утреннем заседании в пятницу приняли его во втором чтении с учетом рекомендованных комитетом Госдумы по безопасности поправок, а вечером - уже в третьем, окончательном.

Поправок депутаты получили очень много, около 600, но комитет рекомендовал к принятию лишь 144 из них (по другим данным 167, но еще некоторые из рекомендованных так и не смогли преодолеть депутатский барьер). Не исключен вариант, что депутаты напрягутся, и на вечернем заседании примут закон и в третьем, окончательном чтении.

Тогда у него останется лишь две инстанции, чтобы стать полноценным, действующим нормативным актом: Совет Федерации, который должен его одобрить, и президент, чья подпись выпускает закон в свет. Причина такой спешки понятна. Президент России поставил задачу, чтобы новый закон вступил в силу с 1 марта текущего года, и опять переносить сроки вряд ли согласится. Напомним, что один перенос сроков уже состоялся: первоначально планировалось, что закон заработает с 1-го января 2011-го.

Итак, что изменилось в законопроекте в сравнении с принятым в первом чтении. Одобрена поправка, которая была внесена депутатом Геннадием Гудковым, о том, что полицейским разрешено запрашивать и получать от банков справки по операциям и счетам юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей только при выявлении и пресечении налоговых преступлений. А не в целях предупреждения, как это формулировалось ранее. Без всяких сомнений, первая формулировка давала широчайший простор для ми..., простите, полицейского «народного творчества».

Вообще, в пресечении «избыточных функций» полиции сделано довольно много. Устранена норма, по которой полиция могла выдавать разрешения на установку спецсигналов на автомобили (те самые проблесковые маячки). Полиция не сможет применять спецсредства, в том числе дубинки, против участников даже несанкционированных мирных демонстраций, как это практикуется сейчас. Спецсредства станут разрешены лишь для пресечения «массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу связи, деятельность организаций».

Если полицейский решит применить к человеку какие-то меры, ограничивающие его права и свободы, то он будет обязан разъяснить причины своих действий. А в случае задержания, если гражданин не скрывался от правосудия или не совершил побег из мест заключения, ему предоставят право на телефонный звонок родственникам или адвокату в течение трех часов. Что касается одной из наиболее спорных у бурно дискутируемых тем: о беспрепятственном праве полиции проникать в жилища, то в соответствии с поправками картина будет выглядеть несколько по-иному.

Без санкции суда и согласия собственника жилья полицейские будут иметь право на такое действие в том случае, если находящимся в помещении людям грозит опасность. А вот право беспрепятственно входить в любое помещение "для установления обстоятельств совершения преступления" депутаты решили ликвидировать.

Есть и ряд менее значимых поправок, из которых можно выделить, по крайней мере, еще одну. Все сотрудники полиции будут дактилоскопированны, а это значит, что в случае совершения ими преступлений, найти их станет гораздо проще.

- Чем меньше простора для «творчества» будет у полицейских, тем меньше останется места для произвола, - объяснил позицию депутатов зампред комитета Госдумы по безопасности Владимир Колесников. И с этим трудно не согласиться.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Госдума также в пятницу приняла в первом чтении поправки в закон «О противодействии терроризму», согласно которым в России будет введена трехуровневая система оповещения о террористической опасности. Каждому уровню присвоен свой цвет. Повышенный обозначат синим цветом, высокий - желтым и критический - красным. Какие меры безопасности следует принимать в каждом случае, будет решать президент.