Премия Рунета-2020
Смоленск
+12°
Boom metrics
ШОК!11 апреля 2010 18:36

Диспетчер аэродрома «Северный»: Самолет президента Польши заходил на посадку один раз

Источник:kp.ru

- Я по телефону получал погодные условия и запрашивал разрешение для перемещения самолета с одного аэродрома на другой.

- В этот день приземлялись несколько самолетов? Были ли трудности при посадке?

- До самолета польского президента мы сажали еще два. Первым приземлялся ЯК-40, он успешно сел, без замечаний. Вторым должен был приземлиться ИЛ-76. Но видимость полосы была недостаточной и экипаж принял решение уходить на запасной аэродром. Я запрашивал Москву, на какой аэродром ему приземляться. Самолет благополучно сел во Внуково.

- Третьим был президентский самолет...

- Да. Третий самолет — Ту-154. Он прибыл позже, когда погода начала ухудшаться.

- Как проходила посадка?

- Сначала он заходил на посадку уверенно, строго, как и положено, без отклонений. Но потом появились у диспетчеров сомнения. Руководитель трижды дал команду уходить на второй круг. Экипаж его не послушался. Хотя диспетчеры предупреждали его, что видимость плохая и нужно готовиться к уходу на запасной аэродром.

- Когда самолет стал снижаться, что делали диспетчеры?

- Когда экипаж не послушался, диспетчерам оставалось только продолжать «вести» самолет и наблюдать за ним. Заход был единственным, самолет сразу разбился.

- А почему нельзя было отдать им приказ уходить на запасной аэродром?

- Потому что это пилоты гражданской авиации и мы не имеем права отдавать им приказы.

- На каком языке общались диспетчеры и экипаж?

- Переговоры с экипажем велись на русском и отчасти на ломаном английском. Это затрудняло понимание.

- Что именно говорили экипажу диспетчеры?

- Руководитель группы руководства полетами предупреждал, что погода плохая. Но экипаж приступил к снижению без разрешения. Без разрешения осуществил заход на посадку. И руководителю деваться было некуда. Разговоры сначала, когда самолет шел по курсу, были спокойными. Но экипаж не делал докладов, хотя и должен был. Диспетчер должен не только сообщать экипажу обстановку, но и получать отчеты обо всех маневрах, о высоте. Пилот этого не делал.

- Почему? Мешал языковой барьер?

- Не исключено, что и по этой причине тоже. Руководитель группы руководства полетами сказал даже: "Понимание у нас с экипажем «фифти-фифти». Диспетчер говорил с пилотом по-русски, ему помогали остальные, подсказывали английские фразы. И было трудно разобраться, понял ли пилот, что ему говорят. Речевой барьер мешал пониманию. Я считаю, что это могло отразиться на исходе полета. Ну и, конечно, стечение обстоятельств.

- Каких именно?

- Погодные условия, возможно, ошибка экипажа, потеря контроля за высотой. И стремление пилота любой ценой посадить самолет. Мне кажется, что это стремление обусловлено тем, что на борту были такие высокие персоны. Именно это стремление губит и наши экипажи, и самих персон. Был же случай, когда Качиньский отстранил экипаж за то, что он отправил самолет на запасной аэродром. А теперь поставьте себя на место пилотов. Эта боязнь, чувство ложного стыда, мнение, что отправить борт на запасной аэродром — это позор, привели к тому, что пилот утащил на тот свет столько людей. Я сам бывший летчик, я все это понимаю. И я скорблю со всеми. Техника и погода не прощают ошибок, нужно выполнять летные законы. Только тогда ты сможешь летать долго и красиво.

10 апреля, в 10 часов 50 минут по московскому времени под Смоленском разбился самолет Ту-154 с президентом Польши и другими первыми лицами этой страны на борту. Всего в катастрофе погибли 96 человек.

Высокопоставленная делегация летела на мемориальные мероприятия - почтить память 20 тысяч польских офицеров, расстрелянных сотрудниками НКВД в 1940 году. В том числе 7 тысяч поляков было расстреляно в Катынском лесу под Смоленском.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТА

Экипаж действовал недостаточно четко

Катастрофу под Смоленском пытается проанализировать Юрий КАРАШ, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского, пилот гражданской авиации

- Юрий Юрьевич, почему президент Польши летал на довольно подержанном лайнере?

- Это обычная практика. Самолеты для VIP-персон никогда не берут с конвейера. Нужно, чтобы они полетали, тогда выявятся скрытые заводские дефекты.

- В районе посадки был сильнейший туман. Почему диспетчер не принял решения закрыть аэропорт? Сказал бы: «Мы закрыты, сесть не разрешаем, ищите другой аэродром».

- Диспетчер не видит аэропорт глазами пилота. Нередко бывает, что с земли ничего не видно - даже собственной вытянутой руки, а с воздуха просматриваются огни взлетно-посадочной площадки. Поэтому диспетчер лишь порекомендовал сесть в другом месте. Но пилоты приняли решение садиться здесь.

- Что послужило причиной аварии?

- Я предполагаю, что и туман, и недостаточно четкие действия экипажа в очень сложных метеоусловиях. Очевидцы утверждают, что перед падением лайнер имел большой крен. Вполне возможно, что экипаж, выходя из тумана, увидел: земля слишком близко. А до аэродрома - далеко. Пилот инстинктивно взял штурвал на себя, чтобы замедлить темп снижения. Ведь если бы самолет продолжал снижаться по той же траектории, столкновения с землей было не миновать. Но скорость-то была низкой, потому что двигатель при посадке обычно работает далеко не на полную мощность и не может поддержать скорость, необходимую для горизонтального полета. В итоге мощности двигателя не хватило, самолет потерял скорость, завалился на крыло и упал.

Никита МИРОНОВ

ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА

Польский пилот - диспетчерам: «Нам надо усиливаться?»

Эта запись попала в редакцию «Комсомолки» от знакомых радиолюбителей. В ней, скорее всего, слышны переговоры летчиков польского борта № 1 с диспетчерами. Есть слова о плохой видимости, дымке и высоте.

В записи раздается голос с польским акцентом: «OK, 259... курс... (далее неразборчиво)... Скажите меня... Видимость скажите... ОК, дымка восемь километров и 744 и 2703. И нам надо... (неразборчиво) усиливаться?»

Далее неразборчиво. Вероятно, следует перечисление цифр...

Дмитрий МИНЕЕВ, Наталья ДЕРБЕНЕВА («КП» - Нижний Новгород»)

А КАК У СОСЕДЕЙ?

На наших самолетах летают лидеры СНГ и бывших соцстран

В ряде стран СНГ и Восточной Европы большая часть авиапарка глав государств - российские или еще советские самолеты.

Так, Ту-154 различных модификаций имеются в правительственных авиаотрядах Белоруссии, Болгарии, Киргизии, Польши, Словении, Таджикистана, Украины.

Правда, после крушения самолета с польским президентом Болгария приостановила эксплуатацию своего Ту-154, на котором летает президент Георгий Пырванов.

Украина использует также лайнеры Ту-134 и Ил-62, в Словакии имеется Як-40.

Но постепенно эти государства переходят на зарубежную технику, пусть и слегка поношенную. Армения, например, три года назад закупила Airbus A-319 с 4-летним пробегом. А Украина приобрела такой же лайнер, но новый. Только вот доделать его «начинку» под представительские цели пока не успела.

Кроме того, на подержанном Airbus A-320 летает руководство Молдавии (правда, для этого арендует его у местной авиакомпании). «Нефтяные» Азербайджан и Казахстан смогли потратиться на новые аэробусы 319 и 330 и «Боинг-757». Белорусскому лидеру еще в 2004 году подарили «Боинг Бизнес Джет». До этого он летал на Ту-154М. Теперь на нем возят свиту Батьки.

Никита КРАСНИКОВ

КСТАТИ

Командир экипада разбившегося Ту-154 говорил по русски

Сослуживцы и друзья главного пилота разбившегося под Смоленском Ту-154 Аркадия Протасюка утверждают, что он отлично говорил и по-русски и, соответственно, понимал русскую речь. Это опровергает заявления, якобы сделанные диспетчером аэродрома "Северный" о том, что Протасюк не смог понять данную ему команду посадить самолет в другом аэропорту. (Читайте подробнее)

Читайте и смотрите:

В авиакатастрофе под Смоленском погиб президент Польши Лех Качиньский (хроника трагедии, фото и видео)

Все материалы по теме "Авиакатастрофа Ту-154 под Смоленском"

Фоторепортаж с места трагедии