Премия Рунета-2020
Тверь
+4°
Boom metrics
Общество2 марта 2010 13:05

В новой школе главный человек тот, кто учится, а не тот, кто учит

О том, что же происходит в системе образования сейчас, «Комсомолка» побеседовала с советником министра образования и науки РФ, руководителем департамента финансов Тверской области Алексеем Каспржаком [дискуссия]
Источник:kp.ru

В последнее время реформы в системе образования все чаще сводятся к дискуссии о целесообразности существования ЕГЭ как проверки знаний учеников. Однако этот, безусловно, важный момент - лишь малая толика тех изменений, которые произошли в нашей школе за последние несколько лет.

«КП»: - Сегодня мы часто и много говорим о реформировании нашего образования, о том, что современная школа уже не такая, какой была всего лишь несколько лет назад. Тем не менее, думаю, не всем до конца ясно, что такое «новая школа» и какие изменения в системе обучения уже произошли.

Алексей Каспржак: - Школа – очень важная часть жизни общества. Изменяется общество – реагирует школа. Сегодня она не может быть прежней. Задачи перед образованием стоят архисложные. Многие люди глубоко погружены в проблематику изменений самой системы. И это, особо замечу, не только специалисты от образования. А это очень важно! Не спорю, наша система образования достаточно долго топталась на месте, выбирая наиболее подходящий путь дальнейшего развития, определялась с задачами и целями. Но в определенный момент система начала двигаться, как мне кажется, в нужном направлении. Первым и самым главным изменением стал перенос акцента с адресата изменений: с учителя на ученика. И это принципиально меняет в образовании все!

«КП»: - То есть, авторитарной позиции советского учителя по отношению к ученику уже не существует?

Алексей Каспржак: - Не так быстро. Это еще одно очень важное изменение: всем понятно, что авторитарности быть не должно. Главным капиталом является сам человек. Если раньше в школе был главным тот, кто знает, то теперь главный тот, кто получает образовательную услугу. И многие дальнейшие изменения в системе образования стали происходить именно из главенства этой идеи.

«КП»: - То есть основная задача новой школы - воспитать социально активную личность с четкой гражданской позицией, умением выражать и отстаивать идеи, умением правильно распорядиться полученными знаниями?

Алексей Каспржак: - Такое представление - идеальная модель образования. Модернизация образования, как один из шагов в достижении такой модели, - это изменение не только модели, но и способа взаимодействия «учитель - ученик», это еще и наличие в каждой, даже самой маленькой сельской школе современных условий для всех, дополнительных ресурсов. Например, средств коммуникации, Интернета. Если мы действительно хотим, чтобы ребенок, вышедший из сельской школы, был социально адаптирован, он должен привыкнуть, например, к тому, что компьютер - привычный рабочий инструмент.

«КП»: - То, что в Тверской области за последние несколько лет были закрыты многие сельские школы, - это тоже элемент реформирования?

Алексей Каспржак: - Закрытие школ - не цель образовательной реформы. Мы боремся в первую очередь с некачественным образованием, с плохими образовательными условиями. Ребенок не виноват, что взрослые не могут быстро решить проблемы. Задача образования – дать шанс на успех каждому ученику. Помню, пять лет назад, когда я приехал в Тверь, на первое сентября приехал в одну из сельских школ. Картина унылая: неважные условия, четыре учителя, восемь учеников. Среди них - двое детей семьи беженцев из Казахстана. Было заметно, что семья приехала недавно и имеет высокий интеллектуальный уровень. Мальчик пришел в первый класс, девочка - в основную ступень школы. Тогда я увидел слезы в глазах матери и дочери. Младший, конечно, ничего не понял. Другой школы он не видел. И знаете, страшно, что они плакали, но страшнее то, что все остальные ученики этой школы к такой обстановке привыкли. Отвечая на ваш вопрос, скажу: те школы, которые перестали существовать, были похожими на эту. В часть школ просто не пришли ученики. Теперь ученики и родители решают, где они хотят получать образование. Вот, решайте, хорошо это или плохо! Школой нельзя решить все экономические проблемы. Она важный, но только элемент в общем процессе. А ученик уже сегодня в системе образования. Он не может и не должен бесконечно ждать!

«КП»: - Реформирование хоть зачастую процесс стихийный, все же требует определенного времени. Наши внуки будут учиться в уже по-настоящему новой школе?

Алексей Каспржак: - Результаты в образовании отсрочены. Рассчитывать, что все произойдет быстро, по меньшей мере опрометчиво. Но процесс не стихийный, мы идем четко к намеченной цели: не форсируем события, не пытаемся все сломать. И знаю, что сегодняшние ученики школ Тверской области уже почувствовали перемены. А это, по сути, и есть шаги в сторону нашей новой школы.

Важно!

«Комсомолка» приглашает учителей, учеников и родителей к дискуссии о школе. Давайте порассуждаем на тему, что такое современная школа и с какими проблемами образования и обучения мы сталкиваемся. Все вопросы, предложения вы можете направлять по адресу redaktor@kptver.ru. Звоните по телефону редакции (4822) 33-93-63 или приходите к нам в «Комсомолку»: Тверь, ул. Озерная, 11а, 3-й этаж.