Премия Рунета-2020
Тверь
+9°
Boom metrics
Общество16 декабря 2009 8:25

В Твери на берегу Исаевского ручья есть неизвестное воинское захоронение

16 декабря город начал празднование 68 годовщины освобождения [схема]
Источник:kp.ru

Лидия Макушкина живет в Твери всю жизнь. Ее домик стоит в черте города, но вокруг него поистине деревенская пастораль. Домишко в один этаж практически в одиночестве расположился на полуострове, который создали Тверца и устье Исаевского ручья.

Здесь Лидия Михайловна живет сейчас, здесь она встретила начало войны. Ужасы фашистского нашествия восьмилетняя Лида видела из окон своего дома, а не в кинохронике.

- Сейчас здесь лишь пара домов, а в войну была целая улица, красивая, - печально вздыхает женщина. - В октябре 41-го здесь начались бои. Мы с мамой и братом убежали из города, а когда вернулись, ни улицы, ни нашего дома не было - одни головешки. А вся лужайка перед домом усеяна трупами.

Лидия Михайловна – женщина скромная. Она не хочет фотографироваться, даже фамилию свою не хотела назвать. Считает, что это ни к чему. Но согласилась показать юному корреспонденту «Комсомолки» Косте Комарову места тех далеких событий.

Все вокруг напоминает ей о тех страшных днях. Там, где сейчас стоит красивая беседка, раньше возвышалась величественная церковь, которую разгромили немецкие войска во время захвата города.

- От снаряда у церкви снесло купол, - тяжело вздыхает Лидия Михайловна. - А потом ее разобрали по кирпичику, чтобы отстроить то, что было разрушено войной.

Она помнит, как в небе над ее домом сбили советский самолет, как отец хоронил погибшего летчика. Братские могилы здесь буквально на каждом шагу.

- Вот тут похоронены две женщины, - Лидия Михайловна показывает на одиноко стоящие кусты сирени. – Чуть дальше, у тропинки было бомбоубежище, где они жили. Они побежали на Исаевский ручей за водой. На той стороне в дзоте сидели немецкие снайперы – они-то их и пристрелили. А мы их похоронили. Родственники иногда приезжают сюда проведать могилки.

Там, где сейчас вольготно расположился коттеджный поселок, тоже были братские захоронения.

- Могилы, конечно, перенесли. Говорят, на Волынское кладбище.

В те дни детям и взрослым приходилось брать на себя печальную обязанность – хоронить воинов, освобождавших Калинин, и местных жителей, затянутых в эту мясорубку. Одно из захоронений, у самого берега Исаевского ручья, так до сих пор никуда и не перенесено.

- Мой отец вырыл большую яму, - вспоминает, как появилась эта братская могила Лидия Михайловна. – Мы по всей округе ходили, собирали трупы, ноги, головы и все в нее складывали. Мы вернулись, когда освободили Калинин, а бои шли с октября. Сколько пролежали погибшие солдатики, прежде чем мы их похоронили, даже не знаю.

Лидия Михайловна не считает свое детство героическим, она поступала так, как и все вокруг. Но ей до сих пор больно, что эти места забыли. Что те, чей прах до сих пор покоится на берегах Тверцы и Исаевского ручья, остались без заслуженного внимания со стороны потомков, которые обязаны им своей жизнью.